Служебный вход Резо Габриадзе – это другое мироощущение

19 июня 2021, 10:07

Персоны

Памяти Резо Габриадзе – прозаика, киносценариста, кинорежиссера, художника.

ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. И показалось важным посвятить программу великому кукольнику Резо Габриадзе. И я приветствую в этой студии театрального художника и художника Театра кукол, заслуженного художника Российской Федерации Виктора Платонова. Здравствуйте, Виктор Леонидович.

ПЛАТОНОВ: Здравствуйте.

ЗАСЛАВСКИЙ: И основателя и руководителя театра "Бродячий вертеп", тоже человека Театра кукол и в чем-то продолжателя и развивателя традиций габриадзовской графики Александра Грефа. Здравствуйте, Александр.

ГРЕФ: Здравствуйте.

ЗАСЛАВСКИЙ: Ну, наверное, первый вопрос будет: можете ли вы сказать, что Габриадзе повлиял на ваше личное творчество? И если да, то чем?

ПЛАТОНОВ: Бесспорно, повлиял, конечно, потому что это огромный кусок жизни. Чем – сказать даже сложно, выразить в каком-то коротком рассказе, потому что очень много с ним было связано. Всего мы делали два спектакля. Одно из того, что вот пришлось нам пережить после того как мы закончили первый спектакль, и этот спектакль остался в Петербурге, в общем, мы его перестали играть, это мы расстались с Резо на какое-то время, думали, чем заняться. И обнаружили, что ничем мы заниматься не можем, потому что все, что предлагал Театр кукол, это настолько не имело никакого отношения к тому, к чему мы уже привыкли, к мироощущению совершенно другому, к способу разговора совсем другому. В общем, это был непростой период, который нам предстояло пережить.

ЗАСЛАВСКИЙ: Это речь про "Песнь о Волге"?

ПЛАТОНОВ: Да, это первый спектакль, который мы сделали, это мы делали его в Театре Сатиры на Васильевском острове, это "Песнь о Волге", который теперь называется "Сталинград". Это вторая версия спектакля, уже которую Резо сделал в Грузии, повторил его со своими артистами, со своей труппой.

ЗАСЛАВСКИЙ: А второй – это что?

ПЛАТОНОВ: А второй – это "Рамона". Это мы уже делали в Москве.

ЗАСЛАВСКИЙ: А можно я сразу задам такой вопрос. Вот эта степень свободы в работе с Габриадзе – кто что придумывал, где кончалось его? Я помню, однажды он мне передал подарок, фактически пьесу "Песнь о Волге". И это была не пьеса, это было такое вот собрание листочков, где были какие-то просто короткие истории, который на сцене сложились в абсолютно гениальный спектакль, который можно было смотреть бесконечно. И собственно каждый раз, когда его привозили в Москву под разными вывесками, в последние годы, естественно, в рамках гастролей Тбилисского театра марионеток Резо Габриадзе, конечно же, я его смотрел и даже иногда не по одному разу. Да, где свобода художника?

ПЛАТОНОВ: Свобода была абсолютная. На самом деле, конечно, все придумывал Резо, мы подхватывали его какие-то идеи, развивали их, там что-то мы предлагали просто. …

ЗАСЛАВСКИЙ: Александр, тот же самый вопрос – как он на вас повлиял, в чем?

ГРЕФ: Знаете, две вещи он сделал для меня. Первое, когда мы с ним столкнулись в 95-м году, меня пригласили на фестиваль, первый фестиваль в Театре Образцова был после длинного-длинного перерыва, он работал в театре, все знают эту историю. Пришел в Театр Образцова, пригласили, это перестроечное время такое странное. И вот Резо со своими идеями маленьких театриков пришел в этот огромный театр, где его рвали на части, потому что, в общем-то, не понимали, чего он хочет. Фестиваль был грандиозный, я такого хорошего фестиваля не видел больше. И сам Резо – фигура такая: ну просто позвать, и люди сразу бегут. Вот такой масштаб. А я сделал тогда вертепную постановку, соорудил ящичек, и я два месяца расписывал этот ящик, два месяца сидел и расписывал. Резо подошел ко мне, посмотрел, ему очень понравилось. вообще о "Вертепе" можно отдельно говорить, Резо и "Вертеп", потому что он очень любил этот вид театра...

Слушайте в аудиофайле!

Служебный вход. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация