Авторские материалы Как ковалась “Победа”: история легендарного автомобиля ГАЗ-М-20

24 июня 2021, 13:37

Персоны

75-летний юбилей отмечает легендарный автомобиль ГАЗ-М-20 “Победа”. Первый массовый легковой автомобиль, легендарный символ послевоенного возрождения страны. “Победа” серийно производилась на Горьковском автозаводе. Отличалась надежностью и крепким безрамным кузовом. Всего выпущено около 250 000 штук. В 1958 году её сменила знаменитая ГАЗ-21 “Волга”. Как ковалась “авто-Победа”, выяснял корреспондент “Вестей FM” Сергей Гололобов.

Басовитый рык двигателя, комфортный салон: артист Леонид Ярмольник в программе “Вести” не нарадуется на свою “Победу”:

ЯРМОЛЬНИК: А сейчас не пугайтесь: я покажу, чем отличается победовский сигнал от современных. Ну, это практически “КамАЗ”.

К созданию перспективной легковой модели на Горьковском автозаводе приступили еще в 1938. Газовские конструкторы определились с внешним обликом будущей “Победы”: каплеобразной формы и без выступающих крыльев. То есть надколесное пространство скрывал большой, широкий капот. Собственно, эта концепция превалирует до сих пор в автомобильном дизайне.

Дальнейшую разработку легковой модели приостановила война. Но эти годы не прошли впустую. Отечественные автомобилестроители получили возможность изучить множество немецких трофейных и англо-американских ленд-лизовских моделей. И уже к лету 1944 был выполнен мастер-макет “Победы”, а в ноябре того же года испытали её ходовой образец, рассказал историк автомобилей, коллекционер-реставратор Вячеслав Лен.

ЛЕН: “Победа” была таким передовым автомобилем, так скажем. После “эмки”, на которой была отдельная рама, отдельный кузов, частично деревянный, который потом обшивался металлическим каркасом. Конечно, это был уже совершенно другой шаг для советского машиностроения. То есть “Победа” была навеяна, так скажем, конструктивными решениями Opel Kapitän. То есть конструкция автомобиля, которая просчитывалась, как мосты арочного типа. Вот высчитывается так безрамный кузов.

Арочный безрамный тип кузова дает хорошую жесткость, “неубиваемость”, что и стало позже фирменной чертой “Победы”. Активная подготовка к серийному производству началась на Горьковском автозаводе уже после войны. И в конце июня 1946 года “Победа” пошла в мелкой серии, а с весны 1947 – и в крупной. Кто-то, конечно, сумел приобрести “Победу” в частную собственность. Но в основном это был служебный автомобиль для советских чиновников разной величины. Так, для военного командования сделали внедорожник “Победа” М-72, дополняет Вячеслав Лен.

ЛЕН: М-72 “Победа” считается автомобилем повышенной проходимости. На ней ходовая стояла фактически от ГАЗ-69. Но при всем этом это был легковой автомобиль. Ну, как сегодня бы выразились, кроссовер. Ну, даже не кроссовер – в принципе полноценный внедорожник. С хорошим качеством езды по бездорожью. Отдельно выпускался кабриолет “Победа”. И в инструкции по эксплуатации “Победы” написано: “Для руководителей сельского хозяйства средней руки”.

Редчайший экземпляр “Победы” – кабриолет – как раз у Леонида Ярмольника. Пшеничного цвета, словно специально для председателя передового советского колхоза. Ярмольник восстанавливал свою “Победу” 2 года – и только из аутентичных запчастей.

ЯРМОЛЬНИК: Хотите посмотреть, какой здесь смешной ручник? Вот смотрите. Он красный и деревянный. И других никогда не было.

“Победа” стала первым советских легковым автомобилем, который широко предлагался на экспорт. В развитых странах Запада из неё любили делать такси, особо ценили за неприхотливость и надежность кузова. А в Польше наладили лицензионное производство “Победы”, назвали ее “Варшавой” и выпускали аж до 1973 года. Полякам она очень полюбилась, и до сих пор она там считается культовым автомобилем.

Ну а в Советском Союзе “Победу” выпускали всего 12 лет. За это время с конвейера Горьковского автозавода сошло чуть больше 240 000 машин. Многие из которых до сих пор в строю. Правда, в ежедневном режиме их уже не эксплуатируют – только на праздничных выездах и ретропробегах. Заводская история “Победы” закончилась 31 мая 1958, когда ее сменила не менее легендарная модель – ГАЗ-21 “Волга”.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация