Авторские материалы Двойной обман: как мошенники “обрабатывают” жертв своих “коллег по цеху”

24 июня 2021, 17:11

Персоны

Обман на обмане. В России появился новый вид мошенничества, когда преступники повторно обирают потерпевших. Аферисты звонят жертвам своих “коллег” и предлагают помощь от имени финансового омбудсмена, приглашают в офис и просят оплатить свои услуги. После того как псевдопомощники получили деньги, клиента выгоняют и в офис больше не пускают. Как полагают финансовые аналитики, счёт потерпевших может идти на сотни человек. Как защитить себя от двойного обмана – разбирался корреспондент “Вестей FM” Александр Санжиев.

Пришла беда – отворяй ворота. Именно так сейчас характеризуют ситуацию пострадавшие от телефонных мошенников. Первый раз их обманули при помощи так называемой социальной инженерии (это когда аферисты звонят, представляясь сотрудниками банков, и обманом выясняют данные банковской карты). Несколько месяцев назад после списания денег со счета жертву бросали, словно отработанный материал. Но недавно обманутых клиентов банков начали «обрабатывать» повторно. Пострадавшие рассказали, что после обращения в полицию им начали звонить от имени службы финансового уполномоченного и предлагать решить возникшие проблемы, причем в настойчивой форме. Для этого нужно было срочно явиться в офис.

На месте выяснялось, что за услуги нужно заплатить, а также подписать некие документы. Деньги сейчас – помощь позже. Далее «обработанного» клиента выпроваживают за дверь. При следующей попытке попасть в офис – уже не пускают. Ссылаются то на загруженность, то на отсутствие нужного специалиста. Когда клиент начинает разбираться, то выясняется: офис, в который он обратился, – мошенническая контора. В самой Службе рассказали, что не занимаются телефонным обзвоном, а помощь предоставляется безвозмездно, говорит финансовый уполномоченный Евгений Писаревский.

ПИСАРЕВСКИЙ: Финансовый уполномоченный институт выполняет конкретную миссию – он рассматривает имущественные споры. Это не просто какой-то юридический консультант или «решала», как те люди, которые действуют от нашего имени. У нас есть офис, есть сайт. Офис – один. В инициативном порядке мы никому не звоним и не предлагаем решить проблему.

Если деньги мошенникам уже уплачены, то вернуть их, скорее всего, не получится. Во-первых, аферисты постоянно меняют офисы, во-вторых, по документам, как правило, все чисто: клиент сам подписывает согласие на оказание услуг. Грубо говоря, можно отдать круглую сумму за разговор по душам, и такой договор вряд ли удастся оспорить в суде – можно только потерять массу времени и денег. Поддался уловкам – пеняй сам на себя, говорит адвокат, доктор юридических наук Людмила Айвар.

АЙВАР: Основная задача мошенника – заговорить, заболтать жертву, чтобы человек проникся доверием к тем, кто ему якобы хочет помочь. Далее человеку подсовывают какую-то бумагу, которую он, как правило, не читает, потому что мошенник говорит: “Ну, все, что написано в этом договоре, я вам уже рассказал”. И на доверии человек подписывает документ. И передает деньги, которые у него еще остались, или он занял, или уже взял в кредит в надежде на то, что здесь-то ему как раз помогут.

По словам юристов, единственный способ уберечь себя от мошенников – это отказываться от всякого рода выгодных или бесплатных консультаций, будь то медики или юристы. По данным Центробанка, в прошлом году число мошенничеств с использованием социальной инженерии выросло почти в два раза. А вот раскрываемость подобных дел заметно хромает. Зачастую аферисты находятся за пределами нашей страны, и задержать их нет возможности. Сколько человек было обмануто псевдоомбудсменами – в полиции пока не сообщают, однако финансовые аналитики полагают, что счёт идёт на сотни.

По этой причины специалисты в очередной раз напоминают: по телефону категорически запрещается сообщать данные банковских карт, диктовать коды из СМС-сообщений, а также вводить информацию на непроверенных сайтах. В случае если поступил звонок от оператора банка, необходимо сбросить вызов. Дело в том, что мошенники научились подделывать номера горячих линий. А если в банк перезвонить самостоятельно, то тогда звонок будет переведен на настоящего оператора.

Если же избежать обмана не удалось, то за помощью к финансовому омбудсмену обращаться нужно тоже самостоятельно: через сайт, по почте или придя лично в офис.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация