Авторские материалы Самое страшное “медучреждение” в истории человечества: история преступлений японского “отряда 731”
Персоны
Глава МИД России обратился к участникам международного научно-практического форума "Хабаровский процесс: исторические уроки и современные вызовы". По словам Сергея Лаврова, важно, чтобы нынешнее и будущие поколения помнили о зверствах японских милитаристов в годы Второй мировой войны. Форум посвящен прошедшему в декабре 1949 года в Хабаровске трибуналу над группой японских военных, виновных в создании химического и бактериологического оружия, а также его испытаниях на живых людях. "Архивные материалы, представленные на выставке, наглядно повествуют о роли министерства иностранных дел нашей страны в организации Хабаровского процесса", – сказал Лавров. По его словам, "отечественные дипломаты убедительно разъяснили союзным державам причины, почему этот суд был необходим". Главная из них состояла в том, что преступления "отряда №731” и других боевых подразделений японской армии, занимавшихся бесчеловечными опытами над военнопленными, не нашли достаточного отражения в материалах Токийского трибунала 1946 – 1948 годов, отметил министр. “Отряд 731” – специальная единица японских вооружённых сил, занимавшаяся исследованиями в области биологического оружия. Опыты проводились на живых людях. Он был создан в 1932 году для подготовки бактериологической войны, главным образом – против Советского Союза, а также против Монгольской Народной Республики, Китая и других государств.
Историю этого отряда и его бесчеловечных опытов расскажет обозреватель “Вестей FM” Сергей Артёмов.
Биологические и химические опыты над людьми в медицинском подразделении генерал-лейтенанта Японской императорской армии Сиро Исии начались еще в 1932 году, после вторжения Японии в Маньчжурию. Тогда он построил лабораторию в лагере для военнопленных Чжун Ма в 100 километрах южнее Харбина, а еще через 5 лет – после побега нескольких заключенных, которые могли рассказать об ужасах в Чжун Ма, – обосновался в харбинском предместье. Для чего были специально сожжены около 500 домов одного из поселков. В зоне была введена особая охрана, и фактически до конца Второй мировой никто из посторонних так и не узнал, что происходит внутри нее.
В 1936 году император Хирохито учредил департамент по водоочистке и защите от эпидемий Квантунской армии. В военной переписке он значился как «отряд 731» под командованием Исии. Многие исследователи называют его самым страшным медицинским учреждением в истории человечества, если слово «медицинский» хоть как-то уместно в контексте его деятельности.
С того времени подчиненные Исии стали использовать в качестве подопытных не только китайских военнопленных, но и местных жителей – китайцев, маньчжуров, монголов, корейцев и бывших подданных Российской империи, которые в 20-е годы осели вблизи КВЖД. Обоего пола и любого возраста – от младенцев до стариков. За колючую проволоку жандармерия свозила партизан, бездомных и умственно отсталых людей. Экспериментаторы называли их между собой “бревнами”. Это демонстрировало презрение к подопытным и притом было своеобразной отсылкой к официальным документам – база “отряда 731” находилась на территории марионеточного государства Маньчжоу-Го. И в письмах японского командования к местной администрации именовалась «лесопильной фабрикой». Вот слова охранника базы – унтер-офицера Мотахаро Масао – из оригинального документального фильма, переведенного и опубликованного на канале Mad Work Day:
“Мы считали, что «бревна» – не люди, что они даже ниже скота. Впрочем, среди работающих в отряде ученых и исследователей не было никого, кто хоть сколько-нибудь сочувствовал «бревнам». Считалось, что истребление «бревен» – дело совершенно естественное”
Между прочим, описание и результаты многих экспериментов публиковались тогда и в японских, и в зарубежных медицинских изданиях. Авторы статей подчеркивали, что опыты ставились сугубо на приматах – так называемых маньчжурских длиннохвостых обезьянах.
Основная цель, поставленная перед “отрядом 731”, – разработка приемов бактериологической войны. В нескольких провинциях неоккупированного Китая с самолетов сбрасывались бомбы с начинкой из блох, зараженных бубонной чумой. Легкий фарфоровый корпус этих снарядов – личное изобретение генерала Исии.
В городе Нанкин в водохранилища, реки и колодцы помещались тифозные микробы – чтобы установить, какой путь передачи болезней наиболее эффективен. Детям раздавали зараженные еду и конфеты.
В аналогичных опытах в китайских провинциях, занятых Японией, использовались также возбудители сибирской язвы, туляремии, дизентерии и холеры – распыление холерных бактерий над одним из районов Шанхая привело к гибели не только 10 тысяч горожан, но и 2 тысяч солдат японской армии, которые не имели никаких средств защиты.
А в палатах на базе отряда проводились леденящие душу операции – людям ампутировали конечности и органы для изучения скорости кровопотери. Некоторым заключенным вырезали желудки, соединяя пищевод с кишечником. Удаляли печень, легкое, часть мозга. Людей лишали пищи и воды (или, напротив, поили только морской водой), помещали в камеры с постепенным снижением давления – почти до нуля. Вешали вниз головой, давили тяжелыми предметами. Вращали в центрифугах, облучали большими дозами рентгеновских лучей, хоронили заживо. Все это – для изучения времени выживания человека. Невольников заражали разными венерическими болезнями и затем испытывали на них новые лекарства.
На каждой стадии экспериментов проводились вскрытия людей, подчас живых, чтобы описать вид и функции тех или иных органов. Больше всего таких операций проходило в ходе опытов по обморожению. Вот еще фрагмент видео от Mad Work Day:
“Для изучения воздействия холода конечности людей окунали в ледяную воду и держали так на протяжении многих часов, пока замороженные конечности не издавали деревянный стук. После такой заморозки еще живого человека вскрывали – безо всякой анестезии, чтобы как следует рассмотреть поражение. Детей замораживали целиком – чтобы можно было изучить всю картину поражения”
По рассказам самих японских исследователей, некоторые опыты не имели практического смысла, а были своеобразным профессиональным развлечением Исии и его подручных. Кому может быть интересно, например, поведение человека после того, как ему отрубили голову, или сколько часов выживет на снегу трехдневный младенец?
После объявления Советским Союзом войны Японии уже через 10 дней в Харбин вошли части Красной Армии. Но к тому времени почти все сооружения “отряда 731” были разрушены, никого из подопытных в живых не осталось. Их тела были сожжены.
Еще 3 подобных – менее известных – отряда были организованы в конце 30-х годов в Пекине, Нанкине и Гуанчжоу, а один с 1942 начал работать в оккупированном Сингапуре. Всего в структурах генерала Исии были заняты около 10 тысяч хирургов, биологов, бактериологов, химиков и лаборантов.
Сам он успел бежать в Японию, где спустя год сдался американской военной полиции. Советская сторона направила запрос на его экстрадицию, однако Исии заключил сделку с властями – свобода в обмен на полное раскрытие информации. Офицеры-медики из штаба генерала Макартура констатировали: данные, предоставленные Исии, – бесценны, поскольку никогда не могли быть получены в США из-за запретов экспериментов на людях. Вслед за этим в 1947 Исии – исчез. Историки утверждали, что он якобы перебрался в один из институтов штата Мэриленд или открыл свою клинику в Токио. В 1959 в газетах было опубликовано сообщение дочери Исии о его смерти.
В начале 2000-х годов в Китае были оглашены сведения о почти 600 тысячах людей, погибших от применения японцами бактериологического оружия. Более 3 000 человек были убиты непосредственно в лабораториях базы “отряда 731”.