Авторские материалы Рост цен на пшеницу грозит подорожанием макарон

22 сентября 2021, 16:38

Персоны

Производители макаронных изделий просят правительство увеличить таможенный сбор на экспорт пшеницы твердых сортов – она используется как сырье для их продукции. С начала сентября зерно 1-го и 2-го классов подорожало более чем на треть. Это вкупе с ростом расходов на упаковку вынуждает компании повысить цены. Однако значительные поставки такой пшеницы сейчас идут в Казахстан. А отечественным производителям попросту не хватает сырья. Крестьяне могли бы засеять весной куда большие площади, если бы догадывались о грядущем подорожании зерна. В ценообразовании популярного продукта разбирался обозреватель "Вестей ФМ" Сергей Артемов.

Народное правило, рожденное кризисами последних лет Советского Союза: "При любых проблемах скупай соль, гречку и макароны". Как ни крути, а слово это не выкинешь: макароны принято считать социальным продуктом. И при любых разговорах об их подорожании люди, естественно, волнуются.

"Мы вынуждены будем поднять цены на нашу продукцию", – заявляют представители макаронных фабрик. Потому что зерно твердых сортов, то есть пшеница 1-го и 2-го классов, за последние пару недель стала дороже почти наполовину. А с начала уборочного сезона – на 70%.

На мировом рынке спрос на пшеницу резко возрос. Россия как один из ведущих поставщиков зерна стабильно держит свои поставки на высоком уровне. Для сохранения же поставок и стабильных цен внутри страны правительство ввело пошлины. Они исчисляются так: если цена зерна превышает 200 долларов за тонну, то 70% этого превышения надо заплатить в бюджет. На этой неделе биржевые котировки российской пшеницы – около 270 долларов, значит, пошлина составляет 50 долларов за каждую вывозимую тонну. Но это касается мягких сортов, а твердые дороже более чем вдвое. Есть еще одно отличие: они, эти твердые сорта, практически не вывозятся за таможенную границу России. Однако ценовая динамика здесь аналогична всему зерновому рынку, рассказал нам исполнительный директор Союза крестьянских и фермерских хозяйств Алтайского края Александр Вайс.

ВАЙС: Цена сама по себе растет. Никто не завышает цену, крестьяне сдают по той цене, которая существует на рынке. На сегодняшний день ездят уже покупатели, спрашивают. Прежде всего – Казахстан.

А любая сторонняя покупка для высококлассной пшеницы сразу толкает цены вверх внутри России. Хотя бы потому, что такого сырья собирается относительно немного: из всего урожая в 53 миллиона тонн пшеницы на 1-й и 2-й классы приходится не более полумиллиона тонн. Экспорт в далекие страны близок к нулю отчасти по той же причине: весь урожай заранее контрактуется переработчиками – макаронными фабриками и кондитерской индустрией, говорит Александр Вайс.

ВАЙС: За границу твердые сорта практически никогда не уходили – я информацию взял в центре оценки качества зерна: никто не вывозил за границы Таможенного Союза. Казахстан – да, вывозит.

Получается, что в экономике граница с контрольно-следовой полосой порой вовсе не то, что граница таможенная. А вот и приблизительная экономика нашего примера: при продаже тонны твердой пшеницы за 500 долларов в дальнее зарубежье 210 из них составит пошлина. 290 – на руки фермеру. А в Казахстан можно и по 350 продать чистыми. И Казахстан купит – у соседей уже второй год отмечается неурожай. Вот одна из причин переживаний для любителей макарон в России.

Производители продукции (не под запись) тревожатся, что рост цен на сырье обернется ростом цены их спагетти, лапши и рожков. Но предупреждают, что публиковать их мнение нельзя, иначе им тут же "прилетит по шапке" от антимонопольного ведомства с формулировкой "за провокации ценового скачка на потребительском рынке".

И тут простой для обывателя вопрос – если пшеница эта – такая редкая и дорогая, почему не выращивать ее больше заранее, – становится для крестьянина очень непростым, поясняет Александр Вайс.

ВАЙС: Это сегодня такая цена. Если бы она была определена еще весной, может, ее посеяли бы больше. Она поднялась вот буквально неделю-две назад, но это рынок сформировал. В Европе стоит 500 евро тонна пшеницы твердых сортов. Наши трейдеры, конечно, ориентированы на Запад.

От привязки сельскохозяйственной сферы нашей страны к внешним колебаниям никуда не уйти. Очевидно, что пандемия коронавируса серьезно ударила и по мировому продовольственному рынку – ажиотажный спрос на отдельные виды продовольствия и пищевого сырья вспыхивает внезапно. И так же зачастую угасает. Механизм экспортных пошлин для российской пшеницы позволяет удерживать внутренние цены, а уже с середины октября, как было и в прошлом году, они пойдут вниз. Но твердой пшеницы этот спад вряд ли коснется – ее мало, и предприниматели просят правительство любыми путями удержать ее в России – пошлинами ли либо прямыми запретами на вывоз. Но отблеск этой истории на полки магазинов таков: из твердых сортов пшеницы выпускаются примерно 12 – 15% всего макаронного ассортимента. На остальное идут сорта мягкие, с которыми никаких ценовых потрясений ни в опте, ни в рознице не зафиксировано.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация