Авторские материалы Контроля средней скорости нет, но идея не умерла

23 сентября 2021, 13:00

Персоны

Автомобилистов перестали штрафовать за превышение средней скорости. По крайней мере постановления об этом виде нарушений инспекторы сейчас не выписывают, соответствующие дела в суды также не поступают. В Москве подобные штрафы не выносятся, по данным издания "Коммерсант", с августа, в Подмосковье – с мая-июня. Впрочем, причину отказа от преследования водителей за это нарушение в ГИБДД не называют. Так почему дорожная полиция застопорила измерение средней скорости, выяснял корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Гололобов.

Среднюю скорость измеряют 2 камеры: на въезде на участок контроля и на выезде. Между ними могут быть и сотни метров, и десятки километров. Далее расстояние делится на время, затраченное автомобилем на прохождение этого участка, и получается средняя скорость. Для ГИБДД этот способ измерений – весьма привлекателен. Во-первых, антирадары, установленные на миллионах машин, оказываются бесполезными. Потому что фиксация – чисто оптическая, по принципу действия обыкновенного фотоаппарата. Без всяких радарных сигналов. Второе преимущество – измерение средней скорости реально подстегивает автомобилистов соблюдать ПДД. В случае же традиционных радаров снижают скорость только перед ними, поясняет эксперт по системам фотовидеофиксации Григорий Шухман.

ШУХМАН: Он не может ехать всё время с большей скоростью и сбрасывать только перед камерой. Ему нужно держать среднюю скорость. Соответственно, если он будет ехать, допустим, в начале участка и всех обгонять, то потом ему придется, наоборот, в конце участка ехать медленнее, и его все обгонят те, кого он обогнал. Поэтому просто теряется смысл: а зачем было ехать быстрее, если потом придется ехать медленнее? И именно с этой целью средняя скорость и вводится.

Технология измерения средней скорости применяется на дорогах России с 2013 года. В лидерах по ее внедрению – Татарстан, Смоленская и Московские области. И там реально благодаря контролю средней скорости число нарушений ПДД снизилось. Но автомобилистам, вполне логично, новация не понравилась. Общественники нашли в этой технологии несколько правовых коллизий, главная из которых – в ПДД нет понятия "средняя скорость", констатирует автоюрист Лев Воропаев.

ВОРОПАЕВ: В ПДД указана конкретная скорость, с которой должен двигаться автомобиль под управлением водителя. А в Кодексе об административных правонарушениях конкретизируется, что в случае установления нарушения скорости должны быть установлены время и место превышения скорости. Из чего исходит, что водитель наказывается за нарушение моментальной скорости. То есть должны быть установлены место и время этого нарушения. Вот и всё.

Соответственно, точные время и место нарушения средней скорости установить невозможно. Потому что процесс измерения растянут во времени и пространстве. Что в итоге получается? Предположим, что первую треть участка водитель ехал, не нарушая скоростной режим, потом превысил на 30, а на финальном отрезке – на все 50. И, по идее, тут должны быть 2 разных штрафа, рассуждает Лев Воропаев.

ВОРОПАЕВ: Поэтому формально они должны за первую треть не наказывать. За вторую, в случае превышения более чем на 20 километров, наказать штрафом на 500 рублей, а за превышение на 50 километров наказать, соответственно, другим штрафом. Поэтому у нас вот эта дилемма в течение нескольких лет и была между ГИБДД, судами и гражданами, которые указывали, что за среднюю скорость наказывать нельзя. И Верховный суд в 2017 году то же самое и разъяснил.

Если дистанция измерения – большая, то внутри нее могут быть свои разнообразные ограничения скоростного режима – населенные пункты, ремонты и так далее. Подсчет средней скорости крайне усложнен. Отчего в суды шла масса жалоб от автомобилистов, напоминает Григорий Шухман.

ШУХМАН: Допустим, в Смоленской области, где используется комплекс "Бумеранг", там дистанции составляли до 70 километров. Соответственно, на такой дистанции могут быть разные ограничения скорости. Допустим, если населенный пункт посередине – там 60, вне пределов – 90. И, соответственно, от какой скорости отталкиваться при определении превышения – непонятно.

Опять же, если дистанция контроля – большая, то она может проходить по разным районам, с разной административной подчиненностью. Как следствие – возникали проблемы – в какой суд подавать иск, отмечает Григорий Шухман.

ШУХМАН: Именно такое дело дошло до Верховного суда. И суд вернул именно с формулировкой, что невозможно установить, какой суд должен рассматривать. И, соответственно, вернул на новое рассмотрение. В итоге там просто при повторном рассмотрении суд решил считать местом нарушения точку финиша и применять, соответственно, ограничения в этой точке.

Сейчас дела о нарушении средней скорости в суды поступать перестали. Это означает, что и контроля средней скорости тоже нет. ГИБДД не поясняет почему. Но сама идея не умерла, предупреждают специалисты. Просто ей пытаются дать новые правовые основания. Как вариант – понятие "средняя скорость" и наказание за ее нарушение войдут в новый КоАП, который Минюст готовит с прошлого года.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация