Авторские материалы От скважины до прилавка: в России запускают систему контроля бутилированной воды

24 сентября 2021, 16:20

Персоны

Питьевую воду приравняют к молоку. Правительство намерено отслеживать её производство – от скважины до прилавка. С декабря начнётся обязательная маркировка минералки. В планах – "обелить" рынок всей бутилированной воды, в том числе добычу из скважин. Для этого хотят запустить аналог работающей на молочном рынке системы "Меркурий". По словам чиновников, сегодня каждая третья бутылка воды – фальсификат: под видом минералки выдают воду с других месторождений или из-под крана. Обозреватель "Вестей FM" Павел Анисимов продолжит тему.

В России создают единую систему контроля бутилированной воды. Кто её разлил по бутылкам – будет точно известно с декабря, когда начнётся обязательная маркировка минералки QR-кодами. Но мало кто знает, откуда и в каком объёме она поступила на завод: саму добычу маркировка не затрагивает.

Отсюда – большая доля контрафакта: воду из нелицензированных скважин продают под видом известных торговых марок. Комментирует замгендиректора Центра развития перспективных технологий Реваз Юсупов:

ЮСУПОВ: Скважина, допустим, позволяет добывать 100 литров воды. Поставляется на какой-то завод 100 литров – а с завода выходит 200. То есть понятно, что используется какая-то другая вода, качество которой сложно подтвердить. Тут же выстраивается полная цепочка не только от завода, а с момента добычи воды как сырья.

По сути, предлагается подтверждать географическое происхождение воды – по аналогии с винами. Для этого планируют объединить базу данных Роснедр, которые лицензируют промышленные скважины, и систему маркировки. Программа автоматически сравнит дебет природного источника и количество разлитых из него бутылок. Если воды выпущено больше, чем выдаёт скважина, на завод приедут с проверкой, рассказывает Реваз Юсупов.

ЮСУПОВ: Это будет проходить на техническом уровне интеграции информационных систем. Так уже сделано, например, при маркировке молочной продукции, когда система маркировки интегрирована в систему "Меркурий" и контролирует продукцию от поля до завода. Точно так же будет сделано с водой, и такая же технология прорабатывается при маркировке пива, которая в следующем году станет обязательной.

Идею отслеживать всю цепочку – от скважины до прилавка – поддерживают законодатели. Как заявляла председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, до 80% минералки на рынке – контрафакт. Налоговики говорят, что сегодня в "тени" – примерно треть рынка воды.

Единую систему проверки упакованной воды обещают запустить в ближайшее время. Но, по мнению некоторых экспертов, жёсткий контроль не исключает обмана покупателей в будущем. Поддельщики вполне законно разрабатывают дизайн этикеток, очень похожий на популярные бренды. Узнать, откуда на самом деле приехала минералка, можно только внимательно изучив мелкий шрифт на обратной стороне бутылки. Недавно официальный производитель "Ессентуков" даже судился с фирмой, которая тоже выпускала "четвёртый номер". Комментирует гендиректор Vector Market Research Дмитрий Чумаков:

ЧУМАКОВ: Чаще всего под похожими на известные бренды названиями производят продукцию небольшие компании, которые хотят использовать известность другой торговой марки. Здесь действительно может быть продукция разного качества, и покупателям тоже нужно быть достаточно бдительными.

Запуск новой системы маркировки – дорогая процедура: нужно закупить специальное оборудование и расходники. Но заводы готовы потратиться, тем более что в пересчёте на каждую бутылку цена вырастет на копейки. То же самое было, когда запускали аналогичный контроль за лекарствами: некоторые эксперты пугали ростом цен, но покупатели почти не заметили этого. Настоящая минеральная вода лечит не хуже таблеток. Главное – чтобы в бутылке плескался оригинал, а не подделка.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация