Былое и нравы Браво, браво, мисс Дункан! Театр глазами советских вождей

25 сентября 2021, 01:06

Персоны

Что любил смотреть Ленин и ходил ли вообще в театр? Власть и мастера культуры.

СВЕТЕНКО: Это "Былое и нравы". Здравствуйте, с вами Андрей Светенко. Продолжим тему "Власть и мастера культуры". Ну, ее можно еще назвать "Поэт и царь", можно назвать "Писатель и генсек". Но вот в этом диапазоне, с учетом того, что мы будем говорить о советском времени. Мы, кстати, подробно рассказывали о том, как поэты, писатели, артисты жили и не тужили (ну, имея в виду, конечно, не многих, а именно первостепенных), какие у них были условия, дома творчества, дачи и прочее. А вот о плодах их усилий, вот что воспринималось властью, что было востребовано, ради чего вожди советские ездили в театр – вот про это сегодня поговорим, что они смотрели. И ведь нельзя было этого не учитывать, потому что и перемещение лидеров, это понятно, всегда всем привлекающее к себе событие. Вот об этом сегодня поговорим с нашим экспертом – историком повседневной жизни, историком жизни и повседневной, и как бы вот такой избирательной жизни элиты советской Александром Васькиным. Александр Анатольевич, приветствую вас.

ВАСЬКИН: Здравствуйте.

СВЕТЕНКО: Вот есть такое у историков выражение "От Адама до Потсдама", если, значит, иметь в виду учебник небольшой, в котором собрана вся история человечеством. В данном случае давайте попробуем вот от Ленина до Брежнева, с точки зрения театра, что было востребовано тогда, и вообще как, был ли этот интерес, и насколько он был важен, насколько он влиял на какие-то процессы другие.

ВАСЬКИН: Безусловно, влиял. Все зависело от интереса конкретной исторической личности, которая находилась во главе государства, интереса к театру. И сегодня мы попытаемся посмотреть из царской ложи, так сказать, глазами советских вождей на сцену. Ну, если начинать с Владимира Ильича Ленина, тут нужно вспомнить, что он любил Бетховена, любил Чайковского. А что он любил, и ходил ли он вообще в театр? Потому что все-таки он, мы знаем, не так долго находился у власти. Тем не менее остались свидетельства. И вот одно из таких ярких свидетельств – это посещение концерта, где выступала Айседора Дункан. Это было в 1921 году. И Ленин настолько был воодушевлен ее номером, когда она вышла и под музыку "Интернационала", "Марсельезы" стала танцевать. Но публика в зале, она вообще была шокирована внешним видом Айседоры. Потому что все-таки, если Ленин был революционером в политике, то Айседора Дункан такой ниспровергатель в балете. Как она выглядела? Прозрачная туника, надетая на голое тело, открытая грудь. Естественно, что публика в зале стала шуметь, ну не привыкли к этому люди. Что же Ленин? Вот осталось интереснейшее свидетельство одного из зрителей, который наблюдал за его реакцией, потому что все следили за его движениями, как он воспримет выступление Айседоры Дункан. Ленин сдвинулся с места, наклонился над барьером ложи и впился взглядом в сцену, его очень волновал танец. И мне кажется, вот здесь очень интересное такое идет сочетание революционности Ленина и революционности Дункан.

СВЕТЕНКО: Александр Анатольевич, ну, мне кажется, что это с фигой в кармане, как минимум, это же троллинг, как это сейчас называется. Значит, публика шокирована, публика, значит, с буржуазным ханжеством, в воспитании своем отвергает вот эту, значит, очевидную эротику неприкрытую, а Владимир Ильич впивается глазами. А благонадежный, значит, наблюдатель все это описывает как результат восхищения именно творческим обстоятельством всего происходящего.

ВАСЬКИН: Я тоже был поначалу удивлен, когда ознакомился с этими свидетельствами одного из болгарских дипломатов. Более того, Ленин встал и стал кричать: "Браво, браво, мисс Дункан!" И надо сказать, это несколько переломило настроение публики, собравшейся в зале, все стали аплодировать, встали. И под конец прозвучал "Интернационал"...

Слушайте в аудиофайле!

Былое и нравы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация