Авторские материалы Меньше контрольных – меньше стресса

28 сентября 2021, 18:12

Персоны

Контрольных в школах должно быть меньше – такое поручение президент дал по итогам заседания президиума Госсовета. Школьники должны получать знания, а не стрессы из-за многочисленных проверок. И если их дедушки и бабушки, как правило, в советской школе выполняли контрольную раз за четверть и одну итоговую за год, то сегодня, по статистике Рособрнадзора, каждый 7-й урок в среднем посвящен разного рода испытательным работам. Подробности – у обозревателя "Вестей ФМ" Сергея Артемова.

"Тесты и контрольные уже замучили, все дети – в нервной тряске!" – подобными эпитетами в соцсетях большинство родителей поддерживают поручение главы государства о пересмотре структуры уроков. С тем чтобы разного рода тестовых, испытательных и самостоятельных работ стало меньше. Больше времени необходимо уделять получению новых знаний.

Кстати, уже с 1 сентября школам рекомендовано, например, проводить контрольную не чаще одного раза в 2 недели или не назначать контрольные на первый и последний уроки учебного дня.

Конечно, подход к образованию за десятилетия стал другим, но контраст остается разительным. В 80-е годы в советской школе, как правило, ученики писали из расчета на 1 предмет по одной контрольной в четверть, и в завершение года – еще одну, итоговую.

Доля проверочных работ постоянно росла в последние годы. И сегодня каждый 6-й – 7-й уроки в старших классах отводится на такие задания. Это объясняется просто: выпускники должны быть готовы к тестовым экзаменам. Оттого и обилие тестов, среди прочего, в ходе учебного года, отмечает преподаватель математики 67-й московской школы Леонид Звавич.

ЗВАВИЧ: Я против натаскивания, надо больше решать на уроках. Ну, хорошо, навыки – да, но если они делают домашнее задание, то более, так сказать, навыков и не придумать! Они же каждый день, в течение 5 дней по крайней мере, делают домашнее задание. Его они должны приучиться делать достаточно быстро, а не за 2 – 3 часа, и делать безо всяких черновиков, с которых переписывают на "беловик".

Очевидно, что ворох контрольных работ увеличивает и нагрузку, и утомляемость учителей, считает учитель истории и обществознания 2-й школы города Режа Свердловской области Марина Шарова. И грозит вместе с тем взысканиями для них – якобы за плохую работу. И это уже относится к всероссийским проверочным работам и диагностическим контрольным.

ШАРОВА: Они же – общие, а я иду по программе, которая может быть скорректирована. Допустим, у меня дети болели или у нас был "дистант", и я задержалась на какой-то теме. А ВПР унифицирована, она у всех одна. И у меня тема эта не пройдена, и по ВПР они покажут плохой результат. Но это не значит, что дети – не освоили, уровень обучаемости – низкий, нет. Насчет перегрузки учителя: когда ему добавляют административные, ВПР, ДКР, еще и проверку по ним – конечно, перегрузка большущая! Это – дополнительная работа, за нее надо платить.

Сокращение же контрольных потребует серьезного пересмотра всей программы обучения, продолжает Марина Шарова, потому что существуют определенные блоки тем по предмету, и контрольные задания по ним расписаны. От них пока никуда не деться. Более того, по ее мнению, такой пересмотр должен касаться не только количества контрольных работ.

ШАРОВА: Я вам сразу скажу про "учительские фишки", которые мы применим. Мы будем проводить не контрольные работы, а проверочные. Мы будем проводить не на 40 минут, а на 30, но сути это не меняет. Проблема же в другом – в том, что дети жалуются на большую нагрузку, а большая нагрузка у нас из-за насыщения учебного плана предметами, которые не нужны в принципе. Например – ОДНКНР, финансовая грамотность, ОБЖ и так далее. Это все предметы, которые за партой дублируются.

Для каждого учебного предмета оптимально свое количество проверок, и экспертные советы по каждому из них еще не раз, хотя и довольно быстро, думается, обсудят и утвердят это количество. Единой же для всех задачей, предположил профессор Московского государственного психолого-педагогического университета Виктор Зарецкий, должен стать и переход на другие базовые принципы контрольных работ.

ЗАРЕЦКИЙ: Если для выявления лучшего – чтобы одних мотивировать, а других просто поощрить, я считаю, такие контрольные просто вредны, их вообще быть не должно. Очень важное условие, чтобы ребенок, который пишет контрольную, понимал, зачем она ему нужна, понимал, что это – прежде всего инструмент самооценки его степени готовности, и это работает, когда он нацелен на освоение, когда у него есть собственная познавательная активность. К сожалению, этого далеко не всегда удается достичь, и не все учителя стремятся к тому, чтобы такое отношение было у учеников.

И в этом случае резко снизится груз психологического давления на учеников, что все эксперты выделяют как значительный недостаток нынешней системы. По словам депутата Госдумы Олега Смолина, психиатры все чаще описывают тревожные симптомы состояния детей и подростков. Напряжение из-за контрольных – одна из причин тому.

СМОЛИН: По данным главного психиатра России Зураба Кехелидзе, у нас до 30% всех детей школьного возраста имеют дезадаптацию в социуме, из них около 70% – дети с более-менее заметными психическими аномалиями. Поэтому надо помнить, что во многом характер современного образовательного процесса влияет на психику детей.

Образование – процесс динамичный и изменчивый. Потому корректировки в нем уместны – особенно если речь о них идет давно. И президент страны высказался на этот счет вполне определенно. Значит, корректировки будут, и довольно скоро. А эффект от них можно будет проследить без долгого ожидания – уже по результатам экзаменов весны-2022.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация