Авторские материалы В механизме досудебного лишения прав нашли нарушение закона

15 октября 2021, 13:30

Персоны

Минэкономики раскритиковало МВД за новые правила приостановки действия водительских прав. Согласно предлагаемым поправкам, ГИБДД сможет в досудебном порядке лишать граждан автомобильных удостоверений, если врачи найдут у них противопоказания к вождению. Минэкономики считает, что этот механизм противоречит закону об охране здоровья, а также увеличит нагрузку на медиков. В ситуации разбирался корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Гололобов.

МВД и Минздрав собираются запустить единую информационную платформу. В ней будут собираться в электронном виде все водительские медсправки. Тем самым можно эффективнее бороться с подделками, да и носить с собой бумажную справку уже не нужно. И это – плюс новой информационной платформы. Но также в неё будут сбрасывать сведения о найденных у граждан противопоказаниях к вождению. То есть речь идет не о водительских медкомиссиях, а о любых поликлиниках и больницах. Пациент лег туда из-за каких-то своих проблем со здоровьем. И вот во время лечения у него обнаруживают некую болезнь, несовместимую с управлением автомобилем. Всё. Информацию об этом лечащий врач обязан будет отправить в электронную базу данных, а ГИБДД на основании этого сообщения приостановит действие водительского удостоверения. Окончательный диагноз должно будет подтвердить или опровергнуть внеочередное медицинское освидетельствование.

Минэкономики усмотрело в этом нарушение закона "Об охране здоровья". Некие переданные из больницы сообщения не могут быть основанием для приостановления действия прав. То есть сначала должно быть полноценное медосвидетельствование и только потом возможна приостановка, отмечает адвокат, представитель Европейской ассоциации медицинского права в России Алексей Горяинов.

ГОРЯИНОВ: Принятие каких-либо решений до установления обстоятельств и их перепроверки может привести к существенному злоупотреблению, вплоть до сведения счетов. К тому же сколько врачей – столько и мнений: вдруг один врач сделал неправильное заключение, и человека абсолютно работоспособного и без каких-либо реальных противопоказаний лишат, например, возможности трудиться? А он работает водителем. И вот он месяц, два, три, а то и больше, пока будут выясняться обстоятельства, не будет иметь возможности работать. А как он будет содержать семью? И, безусловно, такой механизм я не могу приветствовать. Мне кажется, что он несовершенен.

Похожая история уже была. Жительница Екатеринбурга обратилась к психологу больницы по поводу нервных переживаний из-за расставания с молодым человеком. И вдруг, не уведомляя, её ставят на учет в психдиспансер. Позднее на основании этого девушку лишили прав по решению суда. Хотя, по сути, она была абсолютно здорова. И только суд высшей инстанции отменил этот вердикт.

Кроме того, еще одна из проблем нового законопроекта – создание единой информационной базы Минздрава и МВД – означает, что данные о здоровье граждан будут известны правоохранителям. А врачебная тайна – одно из основополагающих прав человека, напоминает Алексей Горяинов.

ГОРЯИНОВ: Мы все знаем, что, к большому сожалению, базы данных у нас не всегда бывают защищены так, как хотелось бы. И мне кажется, что данная категория персональных данных требует особой охраны. Этот режим охраны установлен. И вводить какие-то новые инструменты, которые будут ставить под угрозу защищенность данных, на мой взгляд, недопустимо. А существующий правопорядок вполне позволяет органам внутренних дел получать информацию о тех пациентах, которые имеют противопоказания для вождения автомобиля. И нужно эту систему, если она сейчас не совершенна, усовершенствовать.

По ныне действующим законам лишить прав можно только через суд по обращению прокуратуры. Чаще всего так происходит, если становятся известны факты о хронических наркомании и алкоголизме водителя, поясняет руководитель рабочей группы ОНФ "Защита прав автомобилистов" Петр Шкуматов.

ШКУМАТОВ: Вот человек – наркоман, состоит долго на учете, у него есть водительское удостоверение. Сейчас для того, чтобы его выявить и устранить из дорожного движения как автомобилиста, необходимо, чтобы прокуратура сделала массу запросов, потом подала в суд. Прокуратура этим занимается, но эффективность этой работы – не очень высокая. Из-за наличия медицинской тайны – кстати, я не оспариваю это – здесь находит коса на камень. И никто ничего не может проверить, кроме прокуратуры.

Новый законопроект подразумевает внесудебную приостановку. Сначала – она, затем – внеочередное медосвидетельствование и только потом – суд, который поставит окончательную точку. Ничего плохого в предлагаемых мерах Петр Шкуматов не видит.

ШКУМАТОВ: Да, я допускаю досудебную блокировку. Если человек – алкоголик, то, наверное, ему надо держаться подальше от автомобиля. Но, конечно, человек должен иметь право оспорить это решение, возможно, через суд, если произошла ошибка. Но, опять же, подчеркну: ничего плохого в изначальной идее нет. Но есть масса нюансов, которые изложило Минэкономики. И в принципе, наверное, имеет смысл коллективно, совместно над ними подумать.

Специалисты видят в новых поправках и будущие чисто бюрократические проблемы. Посылать в единую базу данных предполагается сведения абсолютно обо всех пациентах, а не только водителях. Врач поликлиники не будет же отдельно спрашивать человека, есть ли у него права или нет. И даже если спросит, то не всегда получит честный ответ. И вот этот вал абсолютно лишней информации усложнит жизнь и медикам, у которых и так от бумажной работы голова кругом, и полицейским.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация