Авторские материалы В “ливнёвки” вольют средства на модернизацию

16 октября 2021, 07:00

Персоны

В России собираются модернизировать ливневую канализацию. По оценкам экспертов, во многих городах «ливневка» изношена на 90%, из-за чего часто возникают серьезные проблемы в период дождей. С подробностями – обозреватель “Вестей FM” Борис Бейлин.

Ливневая канализация находится в ведении муниципальных властей. Обычно о “ливневке” вспоминают лишь несколько раз в год, когда вода заливает улицы и дворы, затапливает подвалы, подмывает фундаменты зданий и разрушает дороги. Как, например, этим летом на юге России, в частности в Сочи.

После этого городские власти ограничиваются прочисткой канализационных решеток. Между тем во многих местах «ливневки», проведённые еще в советские времена, постепенно приходят в негодность. Это касается даже крупных городов. Специалисты оценивают уровень износа ливневой канализации в 60, а то и 90%. В этой области практически нет никаких нормативов. Ведь все строилось в советское время, когда в городах была совсем другая ситуация, поясняет эксперт тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павел Склянчук.

СКЛЯНЧУК: Тогда города не были настолько заасфальтированы. Большая часть воды естественным образом уходила под землю. А сейчас островков обычного земельного покрытия в городах становится все меньше и меньше. Это один из факторов, который влияет на пропускную способность ливневых систем. Второе обстоятельство связано с отсутствием единых подходов к тому, кто должен заниматься ливневой канализацией.

Масштабное жилое строительство последнего времени не учитывает сложившегося порядка отвода воды, отмечает член комитета Торгово-промышленной палаты России по предпринимательству в сфере ЖКХ Дмитрий Гордеев. А выделяемых средств не хватает даже на поддержание «ливневки» в рабочем состоянии.

ГОРДЕЕВ: В какой-то мере на это повлияла точечная застройка, когда на путях каналов стали ставить дома, нарушив конфигурацию изначально спроектированных “ливневок”. Также сыграли свою роль и огрехи в содержании: когда подходишь к люку – видишь там колеса, резину, кирпичи, доски и так далее. В такой ситуации даже промыть канал, чтобы смыть песок, становится практически невозможно.

В итоге “ливневка” стала предметом обсуждения на уровне правительства. Вице-премьер Марат Хуснуллин поручил Минстрою представить свои предложения по решению этого вопроса, пишут «Известия». Речь идет о модернизации ливневой канализации в городах. Во сколько это обойдется – пока не сообщается. Сейчас главное – определить, кто и за что отвечает, полагает Павел Склянчук. Необходимы четкие правила строительства и содержания такой канализации.

СКЛЯНЧУК: Поручение вице-премьера касается прежде всего Министерства строительства. Сегодня это ведомство на федеральном уровне “ливневкой” не занимается. Однако Минстрой может помочь муниципалитетам разработать определенные технические требования, связанные с размером тех же решеток, которые должны быть расположены и на дорожном покрытии, и на пешеходных зонах. Их периодичность. Нужно, чтобы специалисты рассчитали необходимую пропускную способность, чтобы дождевая вода “безболезненно” и без последствий уходила под землю.

Естественно, главный вопрос – где взять деньги на модернизацию ливневой канализации. Муниципальных средств наверняка не хватит, прогнозирует Дмитрий Гордеев.

ГОРДЕЕВ: Чтобы сегодня навести порядок с “ливневками”, подавляющему большинству муниципалитетов просто не хватает денег. То, что вице-премьер Марат Хуснуллин ставит задачу решить эту проблему на федеральном уровне, говорит о том, что есть понимание, что во многих случаях придется выделять федеральные деньги регионам. А региональные деньги пойдут по цепочке муниципалитетам. В первую очередь делать это надо в тех городах, где были большие проблемы. На слуху Сочи, когда во время паводков “ливневка” не справлялась. Это и Москва, и Курск, и Липецк, и Воронеж, и Екатеринбург, и многие другие крупные и мелкие города.

Минстрой должен представить своим предложения в середине октября. Хотя наверняка составление детального плана займет больше времени. Ведь нужно запросить и получить информацию из регионов. Но уже сейчас в министерстве говорят, что модернизацию ливневой канализации нужно совмещать с благоустройством городских территорий, чем занимаются большинство муниципалитетов, и с дорожным строительством.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация