Уроки истории Признание долгов в ответ на помощь: о заявлении наркома индел Георгия Чичерина

29 октября 2021, 06:38

Персоны

Рубрика Андрея Светенко на "Вестях ФМ".

В этот день 100 лет назад – 29 октября 1921 года – в "Известиях" было опубликовано заявление наркома иностранных дел Георгия Чичерина о готовности пойти на уступки перед западными странами в вопросе о долгах царского правительства. Более того, заголовок в "Известиях" гласил: "Декларация о признании долгов". Кто бы мог подумать, что твердая позиция отказа от признания, заявленная большевиками сразу после взятия власти в стране, спустя 4 года подвергнется ревизии. С чего бы это?

Напрашивается ответ такой, что это была первая попытка преодолеть международную изоляцию, сделать вопрос предметом торга, чтобы оказаться за столом переговоров, а это – уже своего рода успех. Однако причина такого сигнала была более прозаической и прагматичной. И об этом откровенно сказано в записке Ленина Чичерину, написанной за неделю до опубликования декларации: "Брюссельская конференция представителей мировых держав поставила условием предоставления кредитов нашему правительству для помощи голодающим признание нами долгов прежних русских правительств".

Итак, катастрофа, охватившая 35 губерний Советской России, известная в истории как голод в Поволжье, начавшаяся весной 21-го, к осени уже стала проблемой №1 для большевиков. Спешно принятая новая программа хозяйствования – НЭП – с допуском мелкого и среднего частного бизнеса еще не принесла никаких плодов. Заявления о НЭПе – кстати, Ленин, в этот день в очередной раз выступил с докладом по этой теме – пока как раз и выглядели как декларации.

Ленин сделал 3 поправки к декларации, подписанной Чичериным. Первое – "у нас не 150 миллионов населения, а 1130, считая Дальневосточную республику (сразу отметим, ДВР формально считалась самостоятельным государственным образованием)". Второе – "не уступить, а сделать ряд уступок", и третье, по мысли Ленина, главное, – "надо сказать и тонко, и точно о наших к ним претензиях".

Расшифруем. Ряд уступок – это готовность предоставить иностранным компаниям и частным лицам концессии (цитирую Ленина): "Мы всегда заявляли о готовности предоставлять достаточно прибыли иностранным капиталистам, которые помогли бы нам в разработке естественных богатств России и восстановлении ее хозяйственного аппарата". Вторая уступка – готовность осуществлять НЭП. Но тут-то и возникала тонкая грань, которую Ленин четко обозначал как угрозу восстановления капиталистических отношений в России, поэтому НЭП с его рыночными механизмами и допуском частной собственности и воспринимался большевиками как шаг назад, как вынужденное отступление, которое не должно зайти глубоко. Отсюда и витиеватая фраза Чичерина в окончательной редакции: "Предложение признать на известных условиях старые долги в настоящее время идет навстречу нашим собственным намерениям..."

Но главная претензия, принципиальное условие в этом вопросе – "если великие державы заключат с нами окончательный всеобщий мир и советское правительство будет признано другими мировыми державами".

Уроки истории. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация