Авторские материалы "Придётся уничтожать товар": как "нерабочие дни" скажутся на непродовольственной торговле

26 октября 2021, 16:51

Персоны

Власти российских регионов в предстоящие "нерабочие дни" оставляют открытыми лишь двери продовольственных магазинов и торговых точек с товарами первой необходимости. Таким образом, крупные супермаркеты примут покупателей, а вот, например, цветочным киоскам придется закрыться на неделю, что грозит их владельцам серьёзными убытками. Об условиях и расписании работы магазинов в первую неделю ноября рассказывает обозреватель "Вестей ФМ" Сергей Артемов.

Президентский указ определил даты "нерабочих дней". Главы регионов вправе расширить этот период и обязаны установить график для предприятий, без которых обойтись невозможно. Но все зависит от санитарной обстановки на местах. Так, в столице и Подмосковье, например, из коммерческой сферы развлечений будут доступны разве что уличные зоны зоопарков. Заведения общепита практически по всей стране закрываются, в ночное время – совершенно точно. В лучшем случае днем можно будет зайти по QR-коду – и то в благополучных по заболеваемости регионах. Альтернатива везде – заказать блюда можно навынос или с доставкой.

Чиновники опасаются, что столь жесткие рамки вынудят ночные клубы, рестораны и кафе "уйти в подполье", как это было в Питере в начале года при запрете их работы в новогодние каникулы. Летом, в период введения QR-кодов в Москве, оборот гастрономических площадок упал на 90% – бизнес боится потерь больше, чем инфекции. Но проверки теперь, надо полагать, будут строже. Статистика вынуждает: когда в России вводились первые "нерабочие дни" в марте прошлого года, новых заболевших ежедневно прибавлялось по 250 человек. Сегодня – 38 тысяч.

Подход к розничной торговле в регионах тоже оказался примерно общим – будут открыты только аптеки и продовольственные магазины либо магазины непродовольственных товаров. Но не всяких, а из списка, утвержденного правительством в марте прошлого года, накануне самых первых санитарных ограничений. В нем – 23 позиции. Упомянутые бензин, солярка и природный газ автоматически открывают работу для всех АЗС. Так же корма для животных и ветеринарные лекарства в списке позволяют работать зоомагазинам.

Все остальное из перечня – предметы взрослой и детской гигиены, а также спички и осветительные свечи – находится в соответствующих отделах супер- и гипермаркетов, которые также будут работать по обычному расписанию. Впрочем, есть детали: рестораны и закусочные при больших магазинах относятся к сфере общественного питания, а к ним – свои требования в городах и весях. Где-то закроют с продажей на заказ, где-то можно будет и перекусить, предъявив на входе QR-код.

Всем прочим магазинам придется перейти на заказ товаров онлайн и доставку по адресам. Среди них – и продавцам цветов. Отрасли придется трудно в эту неделю, отмечает руководитель Национальной ассоциации цветоводов Алексей Антипов.

АНТИПОВ: У нас 11 комбинатов входят в ассоциацию. Всего по России – 13 – 14 крупных комбинатов. Те, которые находятся в зонах и городах, где не вводится локдаун, скорее всего, переживут и даже не заметят. Они имеют традиционные свои рынки сбыта в регионах и, скорее всего, мягко пройдут этот период, если, конечно, у них тоже не введут локдаун. Что касается тех комбинатов, что ориентированы на Москву и на Питер (такие тоже есть), то, конечно, они понесут убытки. Придется, скорее всего, списывать и уничтожать товар. Это было и полтора года назад – мы это прекрасно помним.

Цветами торговать навынос – так, чтобы открыть маленькое окошко и превратить весь магазин, по сути, в витрину, – нельзя, это не общепит. А как вяло шла дистанционная торговля цветами полтора года назад, бизнесмены, по словам Алексея Антипова, тоже прекрасно помнят.

АНТИПОВ: Она есть, но иногда магазин выгоднее вообще закрыть, не нести никаких издержек, договариваться по аренде, чтобы скидки давали, и не платить зарплату, чем вести вот такую торговлю. Она очень незначительная, это не работает.

В Москве продавцы цветов уже обратились в мэрию с просьбой сохранить их торговлю. Все скоропортящиеся товары – из разряда продовольственных, и их сбыт не ограничен в "нерабочие дни". И лишь цветы – тоже скоропортящиеся – из оборота выведены. Убытки могут достичь сотен миллионов рублей. Партии растений уже заказаны и в российских хозяйствах, и за рубежом; отказаться нельзя, проблема – налицо. Однако решения ее, желаемого для продавцов, скорее всего, не будет. И дело в "философии" санитарных ограничений. Продавать хлеб, фрукты-овощи и мясо – можно, человек купит их для себя. Продавать блюда с доставкой из ресторана – можно, человек съест их сам. А вот цветы в 99% случаев для себя не покупают. Это – подарок к празднику, дню рождения или на романтическом свидании. И покупатель букета тут же отправляется с ним к другому человеку. Принеся, быть может, и коронавирус заодно. И вот она – новая цепочка заражения, ради разрыва которых, собственно, эти "нерабочие дни" и затевались.

И еще один аспект работы розницы в грядущую "санитарную неделю". В Москве и Подмосковье, Башкортостане и Чувашии, Пермском крае, Самарской, Курской и Пензенской областях руководители предприятий должны перевести 30% своих сотрудников на "удаленку". Касается это и торговли. По домам в первую очередь отправят офисных сотрудников, но, быть может, меньше в торговых залах станет также кассиров и грузчиков. Где-то чуть дольше придется дожидаться товара, где-то – чуть больше отстоять в очередях у касс. И все это делать придется делать в маске, соблюдая дистанцию. Поскольку магазины превратятся в эти дни в места наибольшего скопления народа, власти регионов обещают ужесточить контроль предписанных мер индивидуальной защиты покупателей.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация