Авторские материалы "Золотой" кофе и "бриллиантовый" чай: можно ли решить проблему сверхцен в ресторанах при аэропортах

1 декабря 2021, 13:29

Персоны

Московское областное управление ФАС России возбудило административное дело против одной из крупных компаний, которой принадлежит сетевой ресторан в аэропорту Шереметьево. Причина – завышение цен на территории авиаузла, где компания занимает доминирующее положение. В случае подтверждения нарушений ей может грозить штраф до миллиона рублей. Поможет ли это обуздать цены, выясняла корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.

"Золотой" кофе и "бриллиантовый" чай. Так в шутку пассажиры столичных аэропортов именуют напитки, которые продаются в кафе аэропортов. 500 рублей за небольшой чайник чая – это минимум. Не говоря уже про горячие блюда. Их стоимость зачастую начинается от 900 рублей и выше. Традиционный завтрак – сырники и омлет плюс кофе – может обойтись путешествующим не менее чем в 1500 рублей. Те же самые блюда той же самой сети в городе будут стоить на порядок ниже.

Слишком вопиющее несоответствие сотрудники ФАС отметили в одной из крупнейших сетей ресторанов в Шереметьеве. Идет проверка. Впрочем, высокими до абсурдности ценами в ресторанах славится не только этот аэропорт. Другие аэроузлы тоже не отстают. Некоторое время назад в Домодедове оштрафовали одну из популярных сетевых кофеен, где умудрились задрать цены втрое от той, что в Москве в этой же сети. Как такое возможно? Основная причина – доминирующее положение. Рестораторы считают, что грех этим не воспользоваться, говорит сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин.

ЕГАРМИН: Они пользуются безвыходным положением посетителей, потому что те не могут найти рядом альтернативу, и вывешивают существенно больший ценник на все услуги и продукты. На этом и основано их процветание.

Казалось бы, такое может быть, если в зале ожидания 1 – 2 точки общепита. Но ведь их десятки! А цены везде – одинаково огромные. Кто проводил часы в ожидании своего рейса и пытался найти хотя бы какую-то закуску по приемлемой цене – в итоге понимал тщетность своей затеи. Сколько ни ищи – все будет примерно в одну цену. Что печеная картошка с наполнителем, что тарелка вареников, что плошка плова. Плюс-минус 10 рублей. Так и хочется воскликнуть: "Вы что, сговорились?" Конечно, здесь однозначно налицо монопольный сговор, подтверждает Алексей Егармин.

ЕГАРМИН: Встретились все руководители предприятий питания, которые находятся в аэропорту, и сказали так: всем нужно деньги зарабатывать, давайте договоримся, чтобы чай, например, стоил не менее 500 рублей. У кого-то – 499, у кого-то – 501, но разница несущественная. Естественно, они договариваются. И разобраться здесь могут только органы следствия, которые никто туда не запустит. Нет причин для этого.

Почему? Разве неадекватно высокая стоимость – не причина? Для заведения уголовных дел или приостановки деятельности цены не являются основанием, говорят юристы. Пока покупатель платит – ресторан торгует. Даже если цены в аэропорту выше, чем в других заведениях той же сети в городе. И это – абсолютно законно, подтверждает Алексей Егармин.

ЕГАРМИН: Все эти предприятия имеют самостоятельный юридический адрес и юрлицо. Они не являются частью одного "организма". Это просто предприятия, объединенные общим названием. В одном из них может быть одна ценовая политика, в другом – совершенно другая.

Безусловно, такая политика – предмет для интереса Федеральной антимонопольной службы. И проверки происходят постоянно. Но на вопрос "как можно так наживаться на пассажирах?" владельцы заведений, как правило, выдвигают контраргумент. В зоне аэропорта – очень высокая аренда и дорогая логистика. Все это, возможно, и так, говорят юристы, но большой поток напрочь разбивает эти доводы. Блюда из картошки по цене кальмаров хорошо окупают все затраты. И тут возникает вопрос, что называется, от рядового потребителя, не бизнесмена. От того, кто летит на свадьбу, на похороны или в командировку: а нельзя умерить аппетиты продавцов? На время – можно. ФАС постоянно мониторит ситуацию, проводит рейды и выписывает штрафы. Для должностных лиц – от 15 до 20 тысяч рублей, для юридических лиц – от 300 тысяч до миллиона. Но пока заставить снизить цену в рыночных условиях не так просто, сетует Алексей Егармин. Для этого не хватает юридических рычагов.

ЕГАРМИН: Изменение законодательства – в тесной работе с ФАС. Наверное, к ним надо применять меры контроля особые, но это пока – фантазия. Для того чтобы это оформилось в закон, нужна некая работа, и здесь не так все просто. Потому что есть свобода предпринимательства.

Надо заметить, что проблема сверхцен в кафе аэропортов – это мировой тренд. Это есть во всех странах. Казус в том, что авиапассажиры – как бы в заложниках собственной платежеспособности. "Вы посмотрите, сколько они платят за билеты? – рассуждают бизнесмены. – На сэндвич с кофе точно деньги найдут".

И этот аргумент – пусть и обывательский, а не юридический – пока работает, говорят защитники прав потребителей. Пока пассажир сам не применил свой "рычаг" – отказ платить дороже, кафе в аэропортах будут процветать. Известны случаи, когда в некоторых зарубежных аэропортах общепит шел на снижение цен после бойкотов, объявленных пассажирами. Они не покупали ничего в этих точках в течение недели. Сговор против сговора срабатывал. Но у нас к такому пока пассажиры не готовы. Да, кто-то принципиально берет с собой в дорогу яблоко или бутерброд на перекус. Но другие – платят. И, видимо, этого хватает. В пандемию, при снижении пассажиропотока, кафе не закрывались. Выстояли. Более того, в том же Шереметьеве готовятся к открытию еще несколько ресторанов.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация