Авторские материалы Россияне запасаются роскошью

3 декабря 2021, 17:00

Персоны

Росстат опубликовал статистику розничной торговли. В нынешнем году россияне стали меньше приобретать продовольственных товаров. Зато сбыт автомобилей, ювелирных изделий, часов, смартфонов и одежды вырос на четверть в сравнении с 2020. Это – типичный способ защиты от роста цен. Подробности – у обозревателя "Вестей ФМ" Сергея Артемова.

Показатели розницы, опубликованные Росстатом, четко показывают: россияне стали приобретать больше дорогих товаров. И прирост этот – значительный. За январь-сентябрь 2021 в сравнении с аналогичным периодом года прошлого продажи игрушек выросли на 20%. На четверть – легковых автомобилей. Ювелирных изделий и мобильных телефонов – на 27%. Абсолютное лидерство – у часов: +37%. И такое потребительское поведение, конечно, к способам накопления не отнесешь, зато оно – явное отражение настроений граждан, отмечает советник по макроэкономике директора компании "Открытие Брокер" Сергей Хестанов.

ХЕСТАНОВ: С одной стороны, наблюдаются достаточно высокая инфляция и еще более высокие инфляционные ожидания; с другой – информационный фон, который сейчас наблюдается, подталкивает некоторых людей к мысли о неизбежном ослаблении рубля. А поскольку большая часть товаров длительного пользования в России – это импорт, то легко догадаться, что ожидание ослабления рубля практически полностью совпадает с ожиданием роста инфляции. И вот это сочетание подталкивает многих людей те покупки, которые ранее откладывались, совершить.

И такая реакция – естественная, и она более рациональная, нежели в 2014 году, к примеру, когда люди – уже на фоне резко упавшего рубля – скупали бытовую технику, причем в безумных количествах: тех же телевизоров, фенов, утюгов и стиральных машин брали по 3 – 4 штуки. Когда ажиотаж стих, им пришлось весь этот ассортимент выкладывать на сайтах объявлений и избавляться от него с явной потерей денег. Сейчас же покупают то, что нужно для себя, пусть оно и дорожает. Но если завтра будет еще дороже, лучше купить сейчас. Такова, в общем, формула, толкающая рост продаж в обобщенном сегменте роскоши.

А вот продовольственные товары в своих продажах большей частью ушли в минус к прошлому году. Первое место – у безалкогольных напитков: +15%; подспорьем здесь стало более жаркое лето. По 2% прибавки у хлеба, фруктов и питьевого молока. В минусе – сахар, яйца, мука, крупы, масло, рыба, мясо, птица и овощи: снижение – от 2 до 7%. По словам Сергея Хестанова, эти цифры характеризуют общую экономическую ситуацию.

ХЕСТАНОВ: Потребление продовольствия в меньшей степени зависит от ожиданий, поскольку большая часть продовольственных товаров слишком длительному хранению не подлежит. Соответственно, в продовольственной группе люди с невысокими доходами вынужденно сокращают потребление. Люди же со средними и высокими доходами ведут себя как обычно; как следствие – мы видим некоторое сокращение.

Интересный момент: кто-то не может себе позволить натуральное мясо и переходит на его заменители. А кто-то, напротив, выбирает экологически чистую и вегетарианскую еду. Совокупно же неплохой рост у так называемого растительного мяса, об этом рассказывает директор по развитию бизнеса портала NielsenIQ Светлана Боброва.

БОБРОВА: Если мы говорим о сопоставимом рынке – группе розничных сетей, то там натуральное мясо, животного происхождения, конечно, переживает не лучшие времена и немного в объемах сокращается, в то время как мясо альтернативное, на основе растительного белка, наоборот, показывает положительную динамику и в натуральном выражении растет на 4%, в денежном выражении – на 13%.

Росстат растительное мясо в свой обзор не включил. Но в целом этот сегмент продуктов, включающий также растительное молоко, сливки, йогурты, творог, сметану, кефир, вырос в 2021 году на 19% в натуральном выражении.

Отдельная история – одежда и обувь. Их продажи выросли в штучном выражении на 20 – 25%. Но и цены растут. Их динамика напрямую связана с пандемией коронавируса – он определил ключевые факторы для прейскурантов, говорит гендиректор компании Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс.

ЛЕБСАК-КЛЕЙМАНС: Это ограничение на социализацию, это дополнительные санитарные нормы, это проблемы, связанные с логистикой, это проблемы, связанные с перемещением людей (соответственно, с перемещением трудовой силы в производственные кластеры), и это повышение стоимости сырья.

Усредненный показатель роста цен для одежды и обуви – около 15%. Но среди товарных групп он сильно различается, добавляет эксперт.

ЛЕБСАК-КЛЕЙМАНС: Компании массового сегмента с недорогой одеждой стараются минимально повышать цены, поскольку потребители очень чувствительны к этому. Компании, работающие в премиальном сегменте, всегда более смело это делают, поскольку у их покупателей все-таки больше возможностей терпеть повышение цен.

Российский рынок остается интересным для иностранных поставщиков. Но пока в развитых экономиках различные защитные антиковидные выплаты будут сохраняться, продавцы там по-прежнему продолжат накручивать ценники, и поток товаров будет идти в первую очередь именно туда. А во все остальные страны – чуть меньше и по большим ценам.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация