Авторские материалы Опасное сближение: самолёт-разведчик НАТО едва не стал причиной авиакатастрофы

5 декабря 2021, 13:06

Персоны

Пассажирский самолет «Аэрофлота», летевший из Тель-Авива в Москву, был вынужден изменить высоту после того, как его воздушный коридор пересек самолёт-разведчик НАТО. Об этом сообщили представители перевозчика. В Росавиации подтвердили факт инцидента: поскольку военный борт не отвечал на запросы диспетчеров, в центре управления движением дали команду экипажу Airbus A330 снизиться. Источник сообщил агентству “Интерфакс”, что в самолете “Аэрофлота” при этом сработала сигнализация опасного сближения: между самолетами по вертикали было якобы не более 20 метров. Подробности – у обозревателя “Вестей FM” Сергея Артемова.

Пассажирский самолет А330 «Аэрофлота» шел курсом на северо-восток над Черным морем, выполняя регулярный рейс из Тель-Авива в Москву. Примерно на половине расстояния между турецким берегом и городом Туапсе его траекторию пересек военный самолет-разведчик НАТО, который направлялся на юго-восток.

В Росавиации подтвердили, что инцидент произошел в 9:53 утром в пятницу над международными водами Черного моря, вблизи района ответственности российских органов обслуживания воздушного движения. Представители регулятора при этом отметили: «Самолёт-разведчик выполнял полет с интенсивным снижением с высоты 11 000 до высоты 9 200 метров, пересекая установленный для гражданских воздушных судов маршрут обслуживания воздушного движения. И его экипаж при этом не реагировал на запросы диспетчеров».

И поскольку в это время там же должны были проходить маршруты упомянутого лайнера «Аэрофлота» со 142 пассажирами на борту и бизнес-джета, который летел из Сочи в Скопье, операторы управления движением дали команду пилотам обеих гражданских машин снизиться, чтобы избежать возможного столкновения.

Запись портала Flightradar показывает, что А330 «Аэрофлота» за 3 минуты резко снизился с 10 360 метров эшелона полета до 9 450 метров, когда в этот момент над ним прошел разведчик Bombardier Challenger 650 ARTEMIS. Пресс-служба авиакомпании сообщила, что после выполнения команды диспетчеров экипаж «в момент расхождения наблюдал другое воздушное судно визуально».

А агентство «Интерфакс» передает слова некоего источника в диспетчерских службах, который рассказал, что «самолёт-разведчик хаотично пересекал установленные трассы гражданской авиации», а «экипаж пассажирского лайнера сообщил о срабатывании сигнализации об опасном сближении. Между самолётами по вертикали было менее 20 метров».

В первых сообщениях об инциденте вечером в пятницу в качестве разведчика упоминался самолет RC-135, тяжелая 4-моторная машина на базе Boeing-707. И будь такое сближение наяву – оно обернулось бы неминуемой катастрофой. Однако позже разведчик был идентифицирован как Challenger 650 ARTEMIS. Он создан на базе реактивного самолета деловой авиации и вмещает, кроме 2 пилотов, еще до 10 специалистов по оборудованию. Название в честь древнегреческой богини охоты неслучайно: ARTEMIS – это аббревиатура названия комплекса многоцелевой интеллектуальной системы воздушной разведки и целеуказания.

НАТО может использовать 2 таких самолета. Их в прошлом году приняли на вооружение ВВС США. Challenger – самолет относительно небольшой, 20 метров в длину и столько же – размах крыла. Для него сближение с большими пассажирскими лайнерами чревато само по себе. Так, 4 года назад его гражданский аналог над Аравийским морем прошел в 300 метрах ниже поперек курса Airbus А380. В спутном следе у бизнес-джета заглохли оба двигателя, он сорвался в штопор и сделал 3 витка вокруг оси. Через 7 километров падения пилотам удалось вернуть управление и посадить машину, которую на земле сразу списали из-за многочисленных повреждений корпуса.

Росавиация намерена выразить протест по дипломатическим каналам из-за участившихся полетов военных бортов НАТО вблизи российских границ, резюмировали в ведомстве.

Еще в середине ноября Министерство обороны России зафиксировало повышение военной активности США и их союзников по НАТО в Черноморском регионе. Как сообщалось в официальном заявлении, “среди прочего возросла интенсивность действий средств воздушной разведки”.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация