Авторские материалы Ледяной полет: рейс авиакомпании S7 едва не закончился трагедией

5 декабря 2021, 16:52

Персоны

Airbus А321 авиакомпании S7 попал в нештатную ситуацию – после вылета из аэропорта Магадана машина начала покрываться коркой из замершей воды. В течение нескольких минут она была почти неуправляема. Экипажу удалось совершить аварийную посадку на полосе запасного аэродрома в Иркутске. Медицинская помощь никому не потребовалась, но 199 пассажиров испытали сильнейший стресс. Эксперты говорят, что летчики спасли людей и самолёт. Авиакомпания теперь выясняет, как проходила противообледенительная обработка машины перед рейсом. Региональное следственное управление ведет проверку всех возможных версий инцидента, который едва не обернулся катастрофой. Подробности – у обозревателя “Вестей FM” Сергея Артемова.

2 декабря – второй день рождения у 199 пассажиров и 7 членов экипажа самолета компании S7. При вылете из Магадана в Новосибирск А321 угодил в тяжелую ситуацию обледенения. Как с ней справляться – летчики постоянно отрабатывают на тренажерах, но в реальной жизни она все равно оборачивается кошмаром.

В Магадане шёл снег и дул сильный ветер, и машину на стоянке обработали противообледенительной жидкостью. Слова командира экипажа Михаила Кулагина приводит Telegram-канал Baza.

КУЛАГИН: Обледенение они, как сказали, устранили. Мы порулили на полосу, после взлета где-то на 1400 футах (грубо говоря, на 400 метрах) убрали колеса. Ну и все – буквально через 2 минуты после взлета, я так понял, заледенели все приборы, которые измеряют скорость, высоту и все остальное. Ну и отказало все – и понеслась.

По словам командира, льдом забились трубки приемников воздушного давления – они дают показания на панель приборов экипажа. Но этих показаний просто не было в тот момент.

КУЛАГИН: Непонятно, какая скорость, мы не успели определиться, и жуткая “болтанка”, при которой не видно ни показаний скоростей – ничего толком. Примерно наугад все исполнялось. По ощущениям, конечно, это все было в течение где-то 10 – 15 минут. Ну, судя по расшифровкам, там провалы были до 2000 метров.

Почти час самолет кружил в районе Магадана – его траектория была очень похожа на бант-бабочку. Но это – при общем виде сверху, как принято на порталах слежения за авиарейсами. Экипаж уже доложил о своих проблемах диспетчерам – вот фрагмент записи переговоров:

“46505, сообщите, после взлета неблагоприятные метеоявления наблюдали? – Обледенение до умеренного, в слое до 100 эшелона. И “болтанка” умеренная. – 46505, принял, спасибо!”

Но дальше было только хуже. Баки – полные, да и по метеоусловиям самолет направили на запасной аэродром в Якутск. Однако сесть там не получилось. В соцсетях уже появилась расшифровка бортовых самописцев – постоянно горело табло «обледенения обоих двигателей», в самые критические 2 минуты крен самолета составлял от 44 градусов влево до 47 градусов вправо. Машину болтало в передней плоскости на 20 градусов, в задней – на 30, тангаж, то есть направление полета, менялся от 46 градусов вверх до 23 градусов вниз. И вот как раз тогда Airbus рухнул вниз на 2 километра – слово “рухнул” вполне уместно, потому что потеря высоты произошла за 10 секунд. Еще столько же один раз – и самолет бы разбился. Именно после этого экипаж подал международный экстренный сигнал бедствия Mayday:

“Mayday, Mayday, Mayday! Unreal board speed! Return to airport!”

После часовой “болтанки” экипаж сумел вернуть машине полностью управляемый полет, и было принято решение добираться до ближайшего запасного аэродрома. Таковым на ту минуту уже был Иркутск. Посадка прошла штатно. Пассажиры за медицинской помощью не обращались. Все они отмечали, что в салоне не было паники, но многие ожидали неминуемой катастрофы.

Изучение обстоятельств произошедшего идет полным ходом. Авиакомпания S7 проверяет, как обрабатывают самолеты против льда в аэропорту Магадана.

Экипаж лайнера до завершения проверки от дальнейших полетов отстранен. Это – обычная практика после инцидентов. Хотя известно, что контроля со стороны пилотов за наземными службами не было. Михаил Кулагин поясняет это тем, что 321-й – самый длинный в своем семействе.

КУЛАГИН: Мы ничего заметить не могли по одной простой причине – на Airbus-321 крыло вынесено достаточно далеко назад, из кабины его не видно. То есть все происходит как бы на доверии к обслуживающей компании, которая это делает. Акт о том, что они нас “обливали”, мы подписали еще перед тем, как обработка произошла, пока трап стоял.

Лед на корпусе самолета – самое страшное, что может случиться с ним в полете. Месяц назад в Иркутске упал грузовой Ан-12. По предварительной версии, перед посадкой он попал под ледяной дождь. Корка покрыла рули высоты и части механизации крыльев. Погибли 9 человек.

В феврале 2018 года под Москвой упал Ан-148. Причиной катастрофы стали неправильные действия экипажа, который не включил прогрев приемников воздушного давления. На взлете они забились льдом, скорость на приборах упала, и летчики в густом тумане ввели самолет в пикирование для разгона, который на деле был не нужен. Все на борту погибли (71 человек).

На основании данных, которые опубликованы, специалисты гражданской авиации называют пилотов Airbus S7 героями, которые спасли десятки жизней. В Восточно-Сибирском следственном управлении на транспорте также начали проверку всех параметров аварийного полета. Поскольку семейство А320 управляется только по электрическим проводам – в процессор самолета заложен прием сигналов только от одной колонки управления. Если же в стрессовой ситуации сигнала об обледенении оба пилота активно взялись за рукоятки, то это – нарушение инструкции, приводящее к чрезмерной раскачке самолета. И такая версия также изучается.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация