Авторские материалы Украденные мошенниками деньги вернёт банк

6 декабря 2021, 17:15

Персоны

Обязательное возмещение: в Центробанке размышляют над суммой, которую банки будут выплачивать клиентам, если те стали жертвой мошенников. Кражи денег со счетов происходят все чаще. Притом банки все реже возмещают потерянные средства. С одной стороны, закон требует этого от кредитных организаций, с другой – в нём есть оговорка: "кроме случаев, когда клиента сам делится своими секретными данными о счетах". Методика компенсаций, предлагаемая регулятором, может радикально сократить количество мошенничеств. Однако большинству добропорядочных клиентов придется столкнуться с некоторыми неудобствами. Подробности – у обозревателя "Вестей ФМ" Сергея Артемова.

Если мошенники украли деньги, банк обязан их вернуть клиенту. Таков закон. Но исполнение его выглядит так: в 2019 году у россиян обманным путем увели 6 миллиардов 400 миллионов рублей. Назад выплачены лишь 14,5%. В 2020 – уже 9 миллиардов 700 миллионов, возвращены 11%. Только в третьем квартале этого года – 3 миллиардов 200 миллионов, а возврат едва превышает 7,5%. И хотя номинально размер возвращения ежегодно растет, количество краж увеличивается еще быстрее.

Но почему возврат – максимум шестая часть, ведь есть закон! С ним как раз противоречий нет. Ведь в законе сказано: "кроме случаев, когда владелец счета сам перевел деньги мошеннику или сообщил ему тайную информацию" (вроде цифр с карты или код из СМС). Значит, проценты эти касаются случаев с хакерами, взламывающими цифровые защиты, и это – очевидный огрех банка. Все остальное – из разряда телефонных звонков от фальшивых "служб безопасности" и "менеджеров отделов вкладов".

Когда человек сам сдался обманщикам, ему остается писать заявление в полицию или в суд; разбирательство, конечно, приведет к решению, что мошенники должны деньги вернуть, но те их давно сняли, потратили или перевели за границу. По сути, шансов на счастливый исход дела – ноль и многие нули после запятой дальше, говорит адвокат, партнер компании J&S Legal Counsels and Trustees Константин Ерохин.

ЕРОХИН: В моей практике случаи эти, скорее, решались негативно, более того, я могу сказать, что я сам попадал в такую ситуацию, еще до этого закона. Позиция банков такова, что деньги в этом случае вернуть очень сложно. Это практически нереально, в этом и есть вся суть мошеннической схемы.

Так быть не должно, полагают в Центробанке. Ведь в здравом уме никто не будет делиться данными о своих накоплениях. И то, что ловкачи запутывают людей, особенно пожилых, часто откровенно пугают и завладевают-таки банковской тайной, – не вина пострадавших, но их беда. Людям нужно помочь.

Регулятор обдумывает механизм гарантированного возврата. В общих чертах он таков: в течение суток, когда пострадавший понимает, что его обманули, он сообщает об этом в банк. Затем банк тут же выплачивает пострадавшему некую фиксированную сумму – это может быть определенное количество денег или доля от украденного, тут еще согласования идут; и при том либо банк, откуда ушли деньги, либо банк, куда они пришли, замораживает перевод на 2 – 3 дня. И если поступит заявление о мошенничестве, то вернуть деньги станет гораздо проще. Все это – серьезный шаг в борьбе с кражами со счетов, уверен юрист.

ЕРОХИН: Просто речь идет о способе поддержки граждан, которые попали в такую ситуацию. Думаю, что механизм все-таки будет эффективен, потому что опыт уже есть, 10 лет мы боремся с этой проблемой, закон о платежных системах был введен. То, что предлагают сейчас, и то, что есть в законе уже, конечно, блокирует работу мошенников и помогает гражданам. Как раз те самые блокировки, предоставление документов, мониторинг – то есть автоматические проверки банками операций на предмет их подозрительности. У нас есть регламент, как определять, конечно; это – большой шаг вперед.

Но без судов все равно не обойдется, считает специалист аналитического центра финансового супермаркета "Банки.ру" Вадим Тихонов. Просто банк сразу вернет какие-то деньги, а дальше все равно предстоят тяжбы.

ТИХОНОВ: Гарантированную сумму и ускоренную процедуру для обращения в суд. ЦБ хочет ускорить эту процедуру. Банки должны блокировать средства после решения суда, то есть решение суда должно быть какое-то оперативное. Но пока это – всего лишь предложения, как будет на самом деле – не очень понятно.

Деньги из воздуха берутся только в сказках. А чтобы платить обманутым даже условно по тысяче рублей, их надо где-то изыскать. Изыскать же их банки могут только у своих клиентов, продолжает Вадим Тихонов.

ТИХОНОВ: По логике процедуры, если банк, в котором получил мошенник средства, заморозит их на счету, то они через суд вернутся. Соответственно, может быть, какой-то будет резерв для этого создаваться, я не знаю. Но понятно, что заплатит в конечном счете за все потребитель каким-то образом.

А еще потребителям придется потерпеть с получением переводов. Любое подозрение банка на мошенничество, по мнению Центробанка, должно останавливать транзакцию. И удобные ныне для всех быстрые платежи рискуют превратиться в медленные, говорит эксперт.

ТИХОНОВ: Даже при согласии человека на перевод, который банк посчитает мошенническим, его (перевод) заморозят на пару дней. Вот такая идея ЦБ, что, дескать, через пару дней человек, может быть, осознает, что это – мошенники. Соответственно, нам всем тяжелее будет с переводами.

Предложения Центробанка – пока лишь слова. Пусть и хорошие. Они могут где-то вылиться в инструкции для банковской сферы, но во многом их предстоит утверждать в законах. И можно предположить, что новые защитные барьеры против мошенников будут воздвигаться в течение года и более.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация