Авторские материалы "Маугли в цивилизованной упаковке": родителей оставленной в перинатальном центре девочки лишили прав

17 января 2022, 12:54

Персоны

Мать и отца девочки, которые оставили свою дочь в перинатальном центре после рождения, лишили родительских прав. Татьяна Максимова и Юрий Зинкин не забирали ребенка домой, утверждая, что она больна. Хотя врачи заверяли, что постоянная медицинская помощь ребенку не требуется. Родители полностью оплачивали пребывание ребенка в стационаре и услуги нянь. Но навещали ее редко. В результате отдел социальной защиты населения Хамовники обратился через суд, попросил лишить их родительских прав. История девочки, от которой родители не отказались, но и не забрали в семью, – в материале корреспондента "Вестей FM" Марины Костюкевич.

"Маугли в цивилизованной упаковке". Так эту девочку окрестили правозащитники. Саша родилась весной 2014 года в столичном перинатальном центре "Мать и дитя". Недоношенной. Врачи ее выхаживали достаточно долго. Потому мама уже была выписана, а девочка оставалась в центре под наблюдением докторов. Когда состояние ее стабилизировалось, маме и папе предложили забрать ребенка домой. Но неожиданно здоровые, благополучные, обеспеченные, многодетные родители отказались забирать свою дочь. Мама посчитала, что у новорожденной слишком много проблем со здоровьем. Она уверяла: ребенок в семье, где еще трое сыновей, не выживет, поскольку не имеет якобы нескольких фрагментов мозга и одной почки. Обследование, проведенное в центре, не выявило никаких отклонений. Но мама посчитала решение консилиума фальсифицированным и настаивала на дальнейшем пребывании девочки в центре. Они заключили договор с перинатальным центром на медицинский и патронатный уход за ребенком. Стоило это немало. Называлась сумма до миллиона рублей в месяц. Так Саша на несколько лет осталась в больнице, рассказывает руководитель благотворительного фонда "Волонтеры в помощь детям-сиротам" Елена Альшанская.

АЛЬШАНСКАЯ: Она проживала в этой больничной палате, по сути, как в гостинице – без лечения, потому что оно ей не нужно. Просто она там жила. Местом жительства у нее была больница.

Девочка росла, доктора не могли ей оказывать столько внимания, сколько необходимо для столь взрослого ребёнка. Родители наняли для неё няню. Татьяна и Юрий, хоть и нечасто, но навещали дочку. Приходили к ней и бабушка с дедушкой. Но только никто не брал ее к себе в дом. Бабушка со стороны отца признавалась в нашем эфире, что готова была бы ее забрать, но ей не позволяют.

"Я бабушка, и когда сын говорит: "Не лезь, это моя семья, сам все решу", я должна ему верить"

Так продолжалось несколько лет. От девочки не отказывались, но ее и не забирали. Деньги на ее содержание поступали в центр регулярно. Возможно, именно этим объяснялось столь длительное нахождение ребенка в учреждении. Тем не менее через какое-то время юристы перинатального центра обратились в органы опеки с просьбой посодействовать возвращению девочки в семью. Но поначалу чиновники почему-то не видели оснований для этого. Условия проживания были хорошими. Ребенок ни в чем не нуждался. И все это как минимум странно, считает Елена Альшанская.

АЛЬШАНСКАЯ: Почему больница так к этому отнеслась? Почему госорганы эту ситуацию никак не замечали? Это загадка. Ситуация абсолютно неординарная, уникальная. Какая-то очень специфическая история о том, как себе представляют своего ребенка родители. Она про деньги, она про власть, она про то, что родители не всегда в хорошей форме, чтобы заботиться о своих детях.

Специалисты даже заподозрили в поведении родителей некие психологические проблемы, с которыми они не смогли справиться, объяснив такое отторжение собственного дитя как форму его защиты. Однако после того как история получила огласку, позиция органов опеки изменилась. Они подали иск в суд для определения места жительства ребенка. Было принято решение о возвращении девочки в семью. Но и после этого родители не забрали малышку. Тогда возник вопрос: куда ее переводить? Было несколько вариантов: либо детский дом, либо под патронат в приемную семью. Ребенка готова была забрать к себе даже одна из сотрудниц перинатального центра, которая очень сильно привязалась к Саше. Но оснований для реализации любого из этих вариантов не было. Ведь у ребенка и де-факто, и де-юре были родители.

Следующим шагом стал вопрос об ограничении их в родительских правах. Тогда шла речь даже о том, чтобы оформить предварительную опеку над ребенком ее бабушке и дедушке. В органах опеки подчеркивали, что "для девочки это будет лучшим вариантом – семейная форма устройства".

На заседание родители тогда не явились. По одним данным, они развелись, по другим, уехали из страны, по третьим – мама готова была забрать ребенка, но тяжело заболела.

И вот теперь по прошествии стольких лет их лишили родительских прав на этого ребенка. И это – долгожданный перелом в его судьбе. Хочется верить – в лучшую сторону. Но в любом случае Саше потребуется поддержка самых разных специалистов, чтобы освоиться в том мире, который она с рождения видела лишь из окон медучреждения.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация