Авторские материалы “Параллельная реальность”: как товары ушедших из России компаний попадут на наш рынок

17 мая 2022, 13:24

Персоны

В России начались продажи товаров, ввезенных в страну по процедуре параллельного импорта. Основной площадкой для торговли ими стали российские маркетплейсы. Эксперты считают, что главная задача онлайн-магазинов в нынешних условиях – пресечь торговлю контрафактом: в отсутствие официальных представительств компаний-производителей отличить официальную продукцию от подделок будет проблематично. Может ли параллельный импорт стать лазейкой для мошенников, выясняла корреспондент “Вестей FM” Марина Костюкевич.

Параллельный импорт легализован с 6 мая. Это возможность попасть на наш рынок окольными путями – прежде всего для брендов тех компаний, которые приостановили работу в России. По приказу Минпромторга ввозить без согласия правообладателей можно около 200 позиций. Это телефоны, компьютеры, бытовая техника, одежда, обувь, парфюмерия, автомобильные комплектующие. Дополнительно оговорено, что для компаний, которые захотят вернуться в Россию, мосты не сожжены.

Основными "воротами" для параллельного импорта станут российские маркетплейсы, такие как OZON, Wildberries, “Яндекс” и другие. Сами площадки уверены: параллельный импорт позволит обеспечить необходимый для потребителей ассортимент. Но что будет с ценами? Они могут подняться в двух случаях: если будет ограничен доступ потребителям и если резко сократится число поставщиков, говорит эксперт рынка маркетплейсов, экс-руководитель “Яндекс.Маркета” Павел Алёшин.

АЛЁШИН: Когда у вас не 100 продавцов, а всего лишь 5, понятно, что цена будет расти. Но есть второй аргумент – логистика: через какие страны это будет ввозиться? Какие будут цепочки поставок? Если продавцов станет много, логистика будет эффективной, то цены какими были, такими и будут. А если продавцов станет меньше, а логистика подорожает – цены пойдут вверх.

Одним из главных вопросов в этих “параллельных реалиях” становится вопрос качества ввозимого товара: не хлынет ли в страну откровенный фальсификат и контрабанда? Уж слишком высок соблазн у мошенников в этих условиях поживиться.

Маркетплейсы заявляют, что намерены обеспечить продажу только качественных товаров. Но как будут проходить проверку эти товары? Эта задача ложится, как и прежде, на таможню, говорит председатель совета по развитию электронной коммерции Торгово-промышленной палаты России Алексей Фёдоров.

ФЁДОРОВ: Надеюсь, что товары параллельного импорта будут отдельно таможней досматриваться, проверяться. И визуально таможенники будут проверять – не Abibas ли там написан вместо Adidas. Маркетплейсы как главные проводники такой продукции на российский рынок должны проверять, чтобы такими “параллельными товарами” торговали не какие-то маленькие ИП или ООО-однодневки, а только большие компании, которые не будут завозить в страну какой-то паленый товар.

Кроме того, нужно проверять счета-фактуры, документы на ввоз товаров, коды, говорят эксперты. В самих маркетплейсах намерены дать бой "паленке" под видом параллельного импорта и официально заявляют: "В случае получения претензий от правообладателей интеллектуальной собственности продавцам потребуется подтвердить оригинальность происхождения товаров. Если подтверждения оригинальности товара не будет, он будет скрыт из продажи, что поможет избежать реализации подделок".

На самом деле товары будут те же самые, что ввозились и до февраля этого года. Причем с той же долей контрафакта. Поскольку стопроцентно проверить товары нельзя, контрафакт все равно будет просачиваться, считает Павел Алешин. В тех же объемах, что и раньше.

АЛЁШИН: Даже 5 – 7 лет назад я видел “кейсы”, когда в представительство крутой электронной фирмы приносили 2 коробочки с товарами: один якобы поддельный, а другой якобы оригинальный. И сотрудники представительства не могли отличить, где подделка, а где настоящий товар. Это пример с электроникой, где всё должно быть понятно. Если же говорить про обувь, одежду – там вообще никто не понимает – товар настоящий или нет. Такая проблема существовала всегда, и сейчас ничего не изменится.

Впрочем, в спорных случаях у нас есть возможности провести доскональную проверку на подлинность товаров, и это будет работать и в случае с товарами, завезенными через параллельный импорт, говорит Алексей Федоров.

ФЁДОРОВ: В России сейчас существует большое количество юридических агентств, которые специализируются на контрафакте, проверяют его. Потребители будут в такие агентства обращаться, и те будут уже привлекать контролирующие проверяющие органы в случае, если товар не выполняет свои функции и это очевидная подделка.

Смогут ли потребители, как и раньше, предъявлять через суд свои претензии и требовать компенсации средств в том случае, если приобретенный в России, но не устраивающий по тем или иным причинам товар поступил в страну через параллельный импорт? Смогут, считает профессор ВШЭ, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Алексей Портанский. Но каким будет результат для потребителя – неизвестно.

ПОРТАНСКИЙ: По идее, покупатель может пытаться оспаривать, но конечный результат будет не таким, как в случае легального импорта. То есть он может добиться успеха, а может и не добиться. Уже наступает вот такая неопределенность.

С другой стороны, говорят эксперты, подобные обращения – это сигнал для контролирующих органов, таможни и, конечно же, закупщиков и маркетплейсов – что с такими поставщиками работать нельзя. Они могут попасть в черный список компаний, которым запрещено поставлять товары по линии параллельного импорта.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация