Музыка автономных областей Мэри Халворсон – Песни шифровальщицы

21 мая 2022, 01:31

Уже говорилось, что аудио-индустрия явно оживилась: надо же как-то поддерживать к себе интерес в отсутствие и "живых" концертов, и гастролей и даже студийных записей на публике. Причем не только и не столько количеством, сколько качеством – в смысле какими-то новыми гранями своего творчества.

Как гитаристка и композитор Мэри Халворсон (Mary Halvorson): она в 2018 году выпустила двойной виниловый альбом Code Girl. "Кодировщица". Или лучше – "шифровальщица"? Это был шок: мало того, что Халворсон – радикальная авангардистка, которая, кстати, к нам приезжала с самим Энтони Брэкстоном. Она, как выяснилось, еще и сочиняет стихи и сама кладет их на собственную музыку. Получаются, конечно, не песни, а art songs – камерная вокальная лирика с вокалисткой индийского происхождения Амиртой Кидамби (Amirtha Kidambi), еще и дипломированным музыковедом и музыкантом-импровизатором; у нее есть и свои собственные новоджазовые проекты. В декабре 2019 года последовало продолжение (то есть вроде бы вне всякой связи с пандемией). Но сводили запись уже во время самоизоляции и выпустили альбом "шифровальщицы" и ее ансамбля буквально на днях, 9 ноября.

Проект получил название по первому альбому Code Girl, а сам второй альбом этого "проекта" Artlessly falling ("Простое", или даже "безыскусное падение"). "Шифровальщицей", между прочим, назвал гитаристку Энтони Брэкстон; он заметил, как она даже на концертах в перерывах между исполнениями что-то записывала в блокнот. Оказалось, это были… ее стихи. Слова "Простого падения" тоже ее собственные, и это – тоже гитарное трио: Халворсон-Майкл Форманек (Michael Formanek) – бас и ударник Томас Фудзивара (Tomas Fujiwara), но на трубе – Адам о’Фаррилл (Adam O'Farrill ) и на саксофонах – гостья из Швейцарии Мария Гранд (Maria Grand). Но главное – кроме Амирты Кидамби поет еще и… Роберт Уайетт (Robert Wyatt), да-да легендарный барабанщик и вокалист группы the Soft Machine, которую мы как на этой неделе раз вспоминали.

Уайетт, как известно, еще в 1973 году вынужден был оставить и сцену и игру на ударных из-за несчастного случая, в результате которого он на всю жизнь остался прикованным к инвалидной коляске. Но голос остался при нем. И, кстати, он иногда играет на карманной трубе (как у Бориса Гребенщикова лет 5 назад). И явно не случайно Мэри Халворсон попросила 75-летнего Уайета спеть соло и дуэтом с Амиртой Кидамби свои почти что сюрреалистические романсы в форме японских пятистиший – танка. Но в духе поэзии битников: вот второе из двух танка, образующее art song "Лимонные деревья": "На нарисованном фоне темнеют лимонные деревья, как бы откусить от жизни и загадать желание, пока личный кризис не выжжет все эти праздные грёзы…". Уайетт – младший современник битников, и его манера "мелодекламации" заставляет вспомнить, что именно битники (от Лоренса Ферлингетти до Джека Керуака) первыми соединили джаз и поэзию в своих чтениях под джазовые импровизации.

Музыка автономных областей. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация