Авторские материалы Помощь, не отходя от кассы: аптекарям разрешат оказывать медицинские консультации покупателям

19 мая 2022, 13:32

Персоны

Покупатели смогут получать медицинские консультации от провизоров и фармацевтов. Сейчас работник аптеки может посоветовать безрецептурный препарат или подобрать аналог лекарства, а в будущем он сможет даже провести предварительную экспресс-диагностику и помочь медикам в раннем выявлении серьезных заболеваний. Это предусмотрено проектом нового профессионального стандарта, который направлен на согласование в Минздрав России. Однако к такой инициативе скептически относятся защитники прав пациентов. Они считают, что работники аптек не должны подменять врачей и давать рекомендации. Максимум – помочь сориентироваться при покупке препарата. Насколько далеко может зайти такая "фармпомощь" и какие есть риски для пациентов – выясняла корреспондент “Вестей FM” Марина Костюкевич.

Врачебная помощь, не отходя от кассы. Кому из нас не знакома такая ситуация в аптеке? Человек просит дать ему что-то "от головы, изжоги, насморка или болей в коленях". И аптекарь участливо предлагает немало вариантов, подсказывая, как лечиться. Пациент рад – не надо идти к доктору. Особенно активно такая практика использовалась в пандемию, когда медики буквально "зашивались" от наплыва больных.

Просьбу "подскажите, как мне быть" могут превратить в официальный запрос, а ответ – в реальную помощь. Де-факто превратится в де-юре. За фармацевтами закрепят то, что они и так делают, считает глава Альянса фармацевтических ассоциаций России Виктория Преснякова. И могут делать, ведь они такие же медики.

ПРЕСНЯКОВА: Аптечная организация – это лицензированная деятельность, и она очень четко контролируется регулятором. В аптеке может работать только специалист. Либо со средним фармобразованием, это фармацевт, либо с высшим – провизор. У него очень много навыков для того, чтобы направить потребителя в нужное русло, провести ему грамотное консультирование.

Но разве вправе провизор подменять доктора? Быть медиком и лечить – все-таки разные вещи. Врач выявляет симптомы, осматривает пациента, изучает анализы, ставит диагноз, учитывает противопоказания и только потом прописывает лечение. Здесь же, выходит, аптекарь пропускает первые несколько пунктов и напрямую выводит на лечение. Причем, что характерно, в разных аптеках могут при одних и тех же жалобах предложить разные лекарства. Такого в принципе не должно быть. Советы и рекомендации по лечению – прерогатива врача, уверен член общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Алексей Старченко.

СТАРЧЕНКО: Аптекарь не врач, лечить никого не имеет права. Аптекарь должен продать то лекарство, которое дороже. Это в его интересах, поскольку аптека – это бизнес, и продажа как можно более дорогого лекарства – это зарплата аптекаря. Потому итогом этого будет не назначение “адекватного” лекарства, а продажа наиболее дорогого препарата, который, возможно, вовсе не показан при этом заболевании.

Это не так, возражает Виктория Преснякова.

ПРЕСНЯКОВА: По правилам он должен сказать вам о наличии недорогого аналога. Потому что на самом дорогом лекарстве он может зарабатывать гораздо меньше, чем на лекарстве среднего ценового сегмента. Там разные наценки, разная рентабельность.

Сторонники введения нового профессионального фармстандарта уверены, что специалисты в аптеках могут реально помогать врачам: обращать внимание на тревожные симптомы, выявлять на ранних стадиях начало серьезных заболеваний, в конце концов – оказывать помощь на месте. Но как конкретно смогут аптекари помочь? Например, говорят фармацевты, клиент жалуется на головную боль и просит "немедленно дать что-то". Но не все таблетки от головной боли одинаковы. И провизор, задав несколько вопросов, сможет понять – случайная ли это ситуация или нет. Или он может измерить давление – тонометры есть в торговых залах многих аптек. Это недопустимо, считает Алексей Старченко.

СТАРЧЕНКО: Измерение давления – это медицинская манипуляция, и в аптеке измерять давление никто не может. Фармацевт может только предоставить аппарат для измерения давления, и пациент это может сделать сам. Тем более аптекарь не может делать какие-то коррекционные назначения, это может делать только врач. Если у пациента давление высокое, ему должны в аптеку вызвать карету скорой помощи.

Безусловно, рецептурные препараты отпускаются только по рецепту, выписанному врачом. Но безрецептурные препараты вполне могут посоветовать фармацевты, настаивает Виктория Преснякова.

ПРЕСНЯКОВА: У вас насморк начался, вы пришли в аптеку, описываете свои симптомы, и вам фармацевт должен посоветовать: вот этот препарат вам хорошо помогает. Если серьезная ситуация – надо обращаться к врачу. Фармацевт не заменяет врача, но имеет право оказать вам консультирование и направить в нужный вектор.

Защитники прав пациентов уверены: помощь в аптеке не должна выходить за рамки. Подобрать пластырь при мозолях – да, перевести на "понятный" с медицинского инструкцию к тому или иному препарату – безусловно, выбрать витамины, градусник, ополаскиватель для полости рта – пожалуйста. Но решать, чем человек будет лечить насморк, боль в горле, спазмы в желудке, снижать температуру – должен врач. Однако окончательный выбор – снимать симптомы в аптеке или идти в поликлинику – все равно делает сам пациент.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация