Авторские материалы Уйти или остаться? Что будет с западными брендами одежды на российском рынке и кто их заменит

20 мая 2022, 13:30

Персоны

В ближайшее время должна окончательно решиться судьба магазинов иностранных брендов, которые приостановили свою деятельность в России. Многие из них уже ушли насовсем. Торговые центры потеряли за последние 2 месяца 10% трафика. Тем не менее западный бизнес хотел бы остаться и ищет способы возобновить работу в России. А отечественные и турецкие дизайнеры уже ведут переговоры о замещении “выпавших” брендов. Уйдут ли окончательного привычные нам марки из России и кто их заменит – выясняла корреспондент “Вестей FM” Марина Костюкевич.

Уйти или остаться? Этот непростой вопрос сейчас решают для себя огромное число брендов, много лет работавших в России. Кто-то из них уже ушел, громко хлопнув дверью, кто-то лишь приостановил деятельность и теперь будет вынужден уйти. Но свято место пусто не бывает. Тем более когда речь идет о громадных простаивающих торговых площадках в крупных городах, говорит партнер исследовательского агентства Data Insight Федор Вирин.

ВИРИН: Российский ретейл ищет сейчас замену в других странах или вообще начинает заказывать собственные торговые марки для замены уходящего ассортимента.

Наиболее активны представители Турции, потому что они и так широко представлены в России. Ведутся переговоры с индийскими, иранскими, китайскими компаниями. Большой потенциал у российских дизайнеров и производителей. Заменить ушедших крупных игроков в виде Zara, Uniqlo, H&M и других будет сложно. Хотя в России есть компании, которые известны даже за рубежом. Правда, их немного. Те же, что имеют свои фабрики здесь, производят не самую востребованную продукцию, зато обладают большим потенциалом. 80% компаний по пошиву одежды (это около 4,5 тысяч) – это дизайнеры, мелкие фирмы, которые раньше продавали свои товары через соцсети.

Но останется ли кто-то из столь любимых и популярных западных брендов? Неужели эти производители так легко уступят свои места? Исследования показывают: основная часть владельцев крупных брендов одежды, обуви, белья, аксессуаров, хотела бы сохранить в России свои позиции, наработанные годами. Просто не все готовы афишировать это, как, например, итальянцы. Представители итальянских компаний честно признаются: они заинтересованы в сохранении российского рынка. И большинство брендов этой страны планируют здесь остаться, заверяет вице-президент Ассоциации итальянских предпринимателей в России Витторио Торрембини.

ТОРРЕМБИНИ: Некоторые компании закрывают магазины, но вес равно оставляют коммерческие каналы. Через другие компании. Для нас российский рынок очень важен. Особенно для среднего потребителя. Крупные компании категории люкс, может, и закроются в центре Москвы и Питера, но у нас в основном средний сегмент, он останется.

Но как быть с санкционным давлением, настойчивыми рекомендациями своих властей "свернуться и уйти"? Это все преодолимо для бизнеса, считает Витторио Торрембини.

ТОРРЕМБИНИ: Это мы каждый день видим не только в Италии. Итальянцы имеют хорошие отношения с Россией вот уже 30 лет. Власть может советовать нам уйти, но маленькие итальянские компании выживают за счёт российского рынка. Русский человек очень близок по менталитету и стилю жизни к итальянцу. И тем более в России низкая конкуренция, мы первые на рынке.

И так рассуждают многие другие компании из самых разных стран. Но они вынуждены искать разные пути обхода санкций и требований своих властей свернуть торговлю в России. Вариантов несколько: торговля через аутлеты, через параллельный импорт и онлайн-шопинг, говорит Федор Вирин.

ВИРИН: Самый распространенный вариант – покупка товаров из соседней страны (неважно – Казахстан, Армения или Грузия) с прямыми поставками на маркетплейсы России. Это рабочая схема, она позволяет обеспечить довольно быструю поставку товаров для российского потребителя, при этом не нарушая санкции, объявленные другими странами.

А что бедует с ценами? Скорее всего, они будут повышаться. Скажутся и увеличение логистики, и образовавшийся дефицит, считает директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович.

ОСТАПКОВИЧ: Если удастся по параллельному или серому импорту компенсировать этот дефицит, то только частично. К сожалению, дефицит – это всегда удорожание товаров. Есть прецеденты, тот же Иран. Они параллельным импортом заместили большую часть продукции, но это дало соответствующий инфляционный эффект.

Кроме того, уход из офлайн-торговли большинства популярных у российского потребителя брендов – это падение продаж. Не все покупатели (особенно в регионах) готовы переходить на онлайн-шопинг. Какое-то время к этому придется их приучать, а это – издержки, говорит Федор Вирин.

ВИРИН: Поведение потребителя станет неуверенным, они будут больше сомневаться, дольше выбирать, будут требовать отзывов, чтобы принять решение. Но товаров на рынке достаточно, чтобы заместить выбывающие.

А что будет с торговыми центрами, пока не найдется достойная замена в офлайн-торговле? Некоторые из них опустели наполовину, некоторые даже на 70 – 80%. По мнению экспертов, сейчас на смену магазинам с одеждой, бельем, обувью, косметикой на эти площади придут новые кофейни, детские игровые залы, выставки, но заполнить 100% площадей удастся не сразу. Какое-то время часть из них все равно будет пустовать. А их хозяева – терпеть убытки. Ведь платить коммуналку они не перестанут. А это значит – удорожание аренды для оставшихся и перекладывание части этих трат на потребителя. Новые центры строиться не будут еще несколько лет – выжить бы оставшимся.

Авторские материалы. Все выпуски

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация