Авторские материалы “Ивана Грозного” поместят в антивандальную капсулу

23 мая 2022, 22:45

Персоны

Реставраторы восстановили картину “Иван Грозный и его сын Иван”, которая была повреждена вандалом в 2018 году. Работы над знаменитым полотном Репина длились 4 года. Картину пока не вернут в экспозицию Третьяковки, а поместят в депозитарий до создания специальной антивандальной капсулы. Пока же отреставрированный холст показали только журналистам. Подробности расскажет корреспондент “Вестей FM” Александр Санжиев.

Старинная картина – как новая. Таким предстало полотно Репина перед журналистами после реставрации. Холст и в этот раз оказался без специальной защиты. По этой причине близко не подпускали. Все съемки – только издалека:

“Пожалуйста, никто с мест не вставайте. Аккуратно фотографируйте, фиксируйте происходящее с ваших мест”

Как говорят хранители, вопрос защиты картины – очень важен. Однако пока сделать специальное антибликовое стекло нет возможности, рассказала генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

ТРЕГУЛОВА: Сейчас нам предстоит очень серьезный и сложный процесс. Нам необходимо найти средства для изготовления специальной капсулы с антибликовым, антивандальным, пуленепробиваемым стеклом. Сейчас это достаточно сложный процесс, потому что здесь невозможно пойти по пути импортозамещения. Это стекло производится лишь в Италии и Японии. Но мы очень надеемся на то, что в ближайшее время будет запущен процесс импортозамещения.

Ровно 4 года – именно столько шедевр русской живописи провел на реставрации, после того как был серьезно испорчен вандалом. Им оказался 37-летний Игорь Подпорин. Мотив своего поступка он объяснил тем, что "возмутился содержанием картины", потому что “в картине всё ложь". В результате уроженца Воронежской области в апреле 2019 года суд приговорил к двум с половиной годам колонии общего режима. Однако многих волновал вопрос: как обычный посетитель совершенно беспрепятственно смог повредить картину? В результате ЧП полотно получило серьезные повреждения. Холст в центральной части был порван в трех местах. Помимо этого, от падения стекла сильно пострадала авторская рама. Однако, как заявили в музее, благодаря многолетним исследованиям удалось сразу приступить к восстановлению, объясняет главный хранитель Третьяковской галереи Татьяна Городкова.

ГОРОДКОВА: Начиная с 20-х годов, на протяжении всех многих последующих десятилетий отставание красочного слоя на картине приобретало все более масштабный характер. Третьяковская галерея очень подробно это все документировала, составлялись картограммы, и этот документальный массив информации нам хорошо известен.

До 2018 года картина уже подвергалась нападению. Полотно пострадало до Революции – в 1913 году. Тогда вандал сделал на картине 3 продольных разреза. Впоследствии его признали душевнобольным. Как утверждают историки, после ЧП тогдашний хранитель Третьяковской галереи Георгий Хруслов бросился под поезд, а попечитель музея Илья Остроухов – ушел в отставку. Есть свидетельства, что когда Репин увидел повреждения, он воскликнул: «Ведь это же непоправимо!». Однако механическое повреждение холста все же исправил реставратор Богословский, а живопись восстановил сам Репин.

И сейчас картина тоже восстановлена. Однако после двух нападений ее вернут в экспозицию только в специальной антивандальной капсуле.

Авторские материалы. Все выпуски

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация