Авторские материалы Импортозамещение в образовании: что придёт на смену Болонской системе

25 мая 2022, 13:27

Персоны

В Минобрнауки намерены поэтапно переходить от Болонской системы образования, которую ввели в нашей стране в 2003 года, к новой российской системе. Она будет разработана в ближайшее время. Как заявляет глава ведомства Валерий Фальков, "будущее – за нашей собственной системой образования, в основе которой – интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента". От чего мы намерены отказаться, что сохранить, что вернуть из советской системы, а что привнести нового, узнала корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.

19 лет Болонская система была главенствующей в нашем образовании. Именно с ее введением пришли ЕГЭ (многими критикуемый), разделение учебы в вузах на 2 ступени, повсеместное тестирование, отказ от специализации и многое другое.

Болонская система появилась в 1999 году, получив свое название в честь Болонского университета. Иногда ее называют Сорбонской. В системе участвуют 49 стран. В ее основе – декларация, провозгласившая главной целью унификацию систем высшего образования в Европе, взаимное признание дипломов и сближение учебных планов. Одно из главных положений Болонской системы – 2 уровня высшего образования: бакалавриат (как правило, это 4 года) и 2-летняя магистратура. Россия присоединилась к ней в 2003 году. С этого времени принципы системы достаточно прочно насаждались, и это подавалось как новые возможности для наших студентов и выпускников, говорит историк, заслуженный учитель России Александр Снегуров. На деле же все было далеко не так.

СНЕГУРОВ: Как мы видим, не очень-то наши студенты принимаются в этих странах. Деление на бакалавриат и магистратуру... Бакалавр воспринимается так же, как неполноценный специалист, и непонятно, можно их на работу принимать или нельзя. Система тестирования, которая внедрена и в ЕГЭ, и в других классах школах, и в вузах, не позволяет (скажу мягко) точно оценивать уровень знаний учащихся.

Главные претензии, которые предъявляют к Болонской системе ее критики, – не столько форма организации образования, сколько его суть. На взгляд многих специалистов в этой области, Болонская система не формирует у учащихся (всех уровней) четкой картины мира и не учит их систематизации. Тесты, зачеты, баллы, узкая специализация – все это подменяет фундаментальные знания, считает Александр Снегуров, то есть то, чем всегда славилась советская школа.

СНЕГУРОВ: Наши традиции – фундаментальные знания. Это не значит куда-то в абстракцию уходить, нет. Но была специализация. Начиналась с третьего курса. Все-таки это не свободный набор предметов, который предполагался Болонской системой. "Вот набери приятных тебе предметов, преподавателей", – это не тот путь, который формируется через мировоззрение, испытания, трудности.

Ректор МГУ имени Ломоносова Виктор Садовничий недавно заявил о снижении качества образования из-за Болонской системы. По его словам, "до 1990-х годов все было основано на уникальной фундаментальной системе образования. Однако с приходом западных веяний качество образования существенно снизилось".

Теперь от этого будем отказываться. Об этом однозначно заявил министр науки и высшего образования Валерий Фальков. По его словам, ведомство намерено разработать свою собственную систему высшего образования, в основе которой "должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента".

Этот шаг, безусловно, сделан в контексте разрыва между нами и обобщенным Западом, в первую очередь Европой. Хотя, стоит признать, все 19 лет существования Болонской системы было немало педагогов и деятелей науки, выступающих против нее. Но именно сейчас ей сказали "нет", указывает гендиректор ВЦИОМа, научный руководитель факультета политологии и социологии Финансового университета при правительстве РФ Валерий Фёдоров. По его мнению, отказ не должен быть безоговорочным. Что-то из заимствованного можно и оставить.

ФЁДОРОВ: Любые вещи по унификации, интеграции, по единым стандартам с Европой сегодня не в моде. Но тут возникает естественный риск: с водой можно выплеснуть и младенца. И отказаться от всего, что мы заимствовали. Поэтому ко всем новациям в системе образования я бы относился осторожно. Как бы в этом раже разрыва с Европой и поиска собственного пути мы не потеряли то ценное и полезное, что в последние десятилетия получили и создали.

Что будет представлять собой новая система образования? Означает ли отказ от Болонской системы полный возврат к советским традициям? Безусловно, это не должно быть примитивным копированием того, что было. Все ценное, чем была сильна советская система, должно быть учтено, но в основе все равно должны лежать принципы соответствия современным задачам, говорит Александр Снегуров.

СНЕГУРОВ: Это должная быть новая система, которая впитала бы лучшие традиции и достижения советской и российской за эти годы. Такой продуманный симбиоз. Это надо донести до умов преподавателей, может быть, протестировать. А вот так, что "с завтрашнего дня по этой системе учимся", – я не думаю, что это эффективно и обоснованно.

Переход от Болонской системы к новой российской, по мнению экспертов, должен быть одновременно плавным, поступательным, осторожным, но при этом динамичным, без признаков хаоса. В Минобрнауки обещают учесть все мнения и заверяют: уже в ближайшее время можно ожидать первых шагов в "образовательном импортозамещении".

Авторские материалы. Все выпуски

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация