Музыка автономных областей "Расширения" Дэйва Либмана: танец "пазлов" для квинтета

23 июня 2022, 01:31

На этой неделе – три диска новой джазовой и импровизационной музыки, которые выпущены были в течение последних 20 лет. Объединяет их только одно: все три определенно заслуживают большего внимания, чем им в свое время уделялось.

Сегодня альбом саксофониста Дэйва Либмана Expansions: The Dave Liebman Group ‎- The Puzzle ("Пазл"). В конце прошлой недели, если помните, мы знакомились с альбомом тромбониста Стива Свелла "Музыка для 6 музыкантов. Дань почтения Оливье Мессиану". И говорили о том, что Мессиана в джазе, наконец, начали замечать. Но есть еще и нечто из 11 треков. Только два – не самого Либмана или его музыкантов: один – джазовый стандарт Теда Дамерона для оркестра Каунта Бэйси Good Bait и второй (на диске одиннадцатый) – "Танец ярости для семи труб" Danse De La Fureur Оливье Мессиана. Название "Пазл" – это принцип соединения в единое целое всех "деталей" одной большой музыки – от образцового джаз-банда Каунта Бэйси с одной стороны – до изощренного композиторского письма Мессиана – с другой. Но совершенно необязательно в стиле гротескно полистилистики недавнего постмодерна. Джазовая тема вполне может быть в духе мессиановских ладов или шенбреговской додекафонии, но при этом служить основой для фри-джазовой импровизации, как в заглавном треке Puzzle.

На другом конце спектра – Оливье Мессиан (Olivier Messiaen) французский композитор и органист ХХ века. В самом начале Второй мировой войны уже известный 32-летний церковный органист и композитор был отправлен в лагерь для военнопленных. Среди немецких офицеров оказался любитель музыки, который не только разрешил Мессиану писать музыку, но и потом собрать из заключенных ансамбль и дать концерт. На 30-градусном морозе клавиши рояля западали, виолончель была с тремя струнами и тому подобное, но "Квартет на конец времени" для скрипки, кларнета, ф-но и виолончели (Quatuor pour la fin du temps) был сыгран и, разумеется, вошел в историю. В предисловии к партитуре "Квартета на конец времени" композитор рассказывает о своей ладовой системе и особенно о ритмике – такой, чтобы избежать регулярности метроритма, то есть как раз того, от чего не отказываются даже самые радикальные джазмены-экспериментаторы.

Дэйв Либман имел все основания обратиться к Мессиану – он уже однажды играл Бела Бартока (это после электрического джаза Майлза Дэйвиса и Чика Кориа). Более того, его ансамбль Expansions "Расширения", был первым, и, кажется, последним джазовым коллективом, который играл совместно с камерным оркестром Intercontemporain самого Пьера Булеза. А Булез при всей его любви, скажем, к Фрэнку Заппа, к джазовой импровизации всю жизнь относился с сомнением. Что бы ни вкладывали в словосочетание конца времени, сам Мессиан предпослал своему Квартету эпиграф из Апокалипсиса: "И Ангел… клялся Живущим во веки веков, что времени уже не будет, но в те дни, когда возгласит седьмой Ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия". Композитор Мессиан вообще, как до него А. Скрябин, охотно прибегал к литературным ремаркам. Вот мотто к 6-й части "Танцу ярости для семи труб": "Все четыре инструмента играют в унисон, словно гонги и трубы (шесть первых труб Апокалипсиса возвестили о грядущих катастрофах, труба седьмого ангела возвестила об окончании таинств Бога". И вот собственно литературное описание: "Музыка камня, потрясающе звонкого гранита; непреодолимое движение стали, огромные блоки алой ярости, ледяное опьянение". Играет квинтет Expansions: Dave Liebman: сопрано-саксофон, рекордер; Matt Vashlishan: кларнет, флейта электронные духовые; Bobby Avey: ф-но и клавишные; Tony Marino: контрабас, бас-гитара; Alex Ritz: ударные, бубны.

Музыка автономных областей. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация