Авторские материалы Порты, металлургия, сельхоз: о потенциале новых российских территорий

30 сентября 2022, 12:30

Персоны

В ближайшем будущем Россия прирастет огромной территорией – 4 новыми регионами: Донецкой и Луганской Народными Республиками, Херсонской и Запорожской областями. Это земли с большим промышленным, техническим и аграрным потенциалом. Вместе с этими регионами мы получаем выходы к морю, сухопутную дорогу в Крым, беспрепятственные поставки воды на полуостров, а также заводы с уникальными технологиями и сельхозпредприятия. Что это за территории, смогут ли они прокормить сами себя или у нас появится дополнительная дотационная нагрузка – разбиралась корреспондент “Вестей FM” Марина Костюкевич.

С присоединением Донбасса у России появляется выход к Азовскому морю. Причем вместе с двумя важными портами – Мариуполем и Бердянском. У первого – огромный потенциал для ведения международной торговли. В отличие от ростовского, мариупольский почти не замерзает зимой. Что очень важно для вывоза зерна. Ранее экспортные компании вынуждены были переправлять его в Новороссийск и уже оттуда доставлять по морю. Это серьезный крюк, а значит – издержки. Кроме того, там есть контейнерный терминал, который удешевляет логистику. И что важно – порт практически не пострадал от боевых действий.

У Азовского моря большой потенциал и для развития туризма. Еще несколько лет назад на этой территории практически не развивалось туристическое направление. Да, небольшой поток туристов был: под Бердянском отдыхали украинцы, белорусы, россияне. Их привлекала дешевизна местных курортов, но и качество было соответствующим. Если сейчас, говорят эксперты, туда вложить средства, построить отели, организовать пляжи, то можно получить турпоток до 2 миллионов человек в сезон. После восстановления Мариупольского аэропорта исчезнут проблемы с логистикой.

Через Донбасс проходит сухопутная дорога в Крым: на полуостров открывается стратегический коридор. Безусловно, проблема снабжения исчезла после строительства Крымского моста и энергомоста из Краснодарского края. Но теперь будет еще одна дорога. А значит – удешевляется логистика до Центральной России. Через Запорожье, Донецк пойдет большой поток транспорта – и пассажирского, и грузового.

Кроме того, решается проблема водной блокады Крыма. А это стимул для развития там сельского хозяйства. Потенциал этих территорий всегда был огромный: в Херсоне и Запорожье земля дает по 2 урожая в год. Правда, до недавнего времени, кроме зерна и подсолнухов, там не выращивали ничего, поскольку это давало мгновенные заработки при продаже продукции за рубеж.

Наши аграрии уверены: вывозить ту же пшеницу и семечки с этих территорий не стоит. Лучше экспортировать уже готовые муку и масло. Для чего необходимо строить перерабатывающие заводы. Здесь также собирают огромный урожай ягод и фруктов. Вместо продукции, которую мы с марта по июнь завозим из Турции, Египта, Израиля, можно будет наладить поставки тех же знаменитых херсонских арбузов или мелитопольской черешни. Если появится система хранения, то можно будет заместить южный импорт.

Донбасс – огромная промышленная зона, которая давала четверть всех доходов Киева. До 2014 года он обеспечивал 23% экспорта Украины. Его доля в ВВП в 2013 году составляла 17% – каждый шестой доллар, поступавший в казну, тогда приносил Донбасс. Значительную часть дохода приносил уголь. Сейчас, говорят эксперты, на эту отрасль уповать не стоит: топливо в Донбассе добывается в шахтах. Это дорого, потому Донбасс, скорее всего, сохранит свой статус региона шахтерской славы, но добыча развиваться не будет.

А вот на металлургию однозначно стоит делать ставку, считают эксперты. Сегодня многие донбасские заводы остановлены, но часть ещё работает. В ближайшее время металл может быть востребован в первую очередь для восстановления самого Донбасса и других территорий. Эти потребности, по оценкам специалистов, он покрыть сможет.

Не утрачен здесь и научно-промышленный потенциал. В первую очередь это Ясиноватский машиностроительный завод, у которого своя инженерная школа, технологии. Здесь выпускают уникальные горнопроходческие комбайны. Такие делают только 3 предприятия в мире: в США, в Германии и в Ясиноватой. Эта продукция легко найдет свое применение и на внутреннем рынке, и на некоторых внешних. Например, в Иране.

А что будет с жителями этих территорий? Некоторые скептики не скрывают своего недовольства, считая, что население будет жить на дотации из Москвы и не работать.

Это не так. Люди здесь живут работящие (доказательство – их активное участие в стройках Мариуполя), настроены на восстановление своих город и поселков. Если в этих регионах “перезапустить” экономику, огромное число предприятий обретет новую жизнь. А значит, возродится сфера услуг, появятся деньги. Если найдутся хорошие управленцы, то донбассцы, запорожцы, херсонцы способны сами себя содержать. Донбасс точно может быть регионом-донором, каким он и был в составе Украины. Зарплаты вполне могут быть высокими, даже по российским меркам. Не на уровне Москвы, конечно, но на уровне Урала – точно, говорят финансисты, и в пример приводят Крым. После 2014 года туда переехало немало людей. Население полуострова растет. Если бы там было плохо – никто бы туда не переселялся. Да, были проблемы с банками, со связью, но это преодолели. Что касается мобильной связи, то в ДНР есть “Феникс” с весьма доступными ценами на услуги.

Банки уже не боятся “заходить” в подобные регионы – в ДНР работают “Промсвязьбанк”, крымский банк РНКБ присоединился к ВТБ. Они же будут работать в Херсонской и Запорожской областях. Также будет действовать система быстрых платежей.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация