Русский след Своё, понятное, близкое. Уникальность творчества передвижников

9 октября 2022, 20:08

Персоны

Передвижники – крупнейшее русское художественное движение XIX века. Как живопись смогла стать манифестом целой эпохи? Почему ни в одной стране мира не возникло ничего подобного? Что иностранцы узнали о России благодаря картинам Саврасова, Репина, Шишкина? А чего так и не смогли понять? Об уникальном творчестве передвижников, об искусстве, которое больше, чем искусство, – в программе Валерии Лабузной “Русский след”.

ЛАБУЗНАЯ: Здравствуйте, это Валерия Лабузная и программа "Русский след", в которой мы говорим о российских культурных феноменах, ставших общемировым достоянием. И сегодня в центре внимания – живопись передвижников. Что радикальным образом отличает эту школу ото всех зарубежных художественных движений? Почему обращение к реализму, то есть буквально к тому, что видишь перед собственными глазами, произвело такой революционный эффект? И как это возможно – сформулировать национальную идею не словами, а красками, да еще так, чтобы она стала понятной далеко за пределами Отечества?

Об этом нам рассказывает старший научный сотрудник лекционного отдела Третьяковской галереи Вера Донец.

Вообще творчество передвижников невероятно многообразно. Передвижники – это картины с социальным и политическим сюжетом, это исторический эпос, это пейзажи, это портреты. Вот что нужно знать о передвижниках, об их мировоззрении и художественном методе, чтобы понять, как на первый взгляд столь непохожие работы вошли в один образный ряд и составили единое движение?

ДОНЕЦ: Это прежде всего был шаг (ну во всех смыслах – и буквально, и эмоционально, и философски), это был шаг из академии, то есть от догмы, пусть идеальной, пусть рафинированной, пусть такой выученной, художественной, профессиональной. Но от догмы нужно было уйти даже не просто в свободу, а в правду. И это служение правде, когда открытым текстом говорилось о человеке как о человеке, о том, что человека терзает, о том, к чему человек стремится, о том, как человек, сливаясь с судьбами своего отечества, фактически тоже несет на себе частицу этой ответственности за историческое бытие. И это всё, я бы сказала, такая важнейшая основа передвижничества – вернуть человека человеку. Не красивую картинку, а вернуть то, что уже не будет восприниматься как нечто стороннее, а как то, что часть твоей жизни.

ЛАБУЗНАЯ: Передвижники – это крупнейшее художественное объединение пореформенной России. В разных формах, в разном составе оно просуществовало 50 лет. И за это время так или иначе в движении поучаствовали едва ли не все заметные русские мастера – от Мясоедова, Саврасова, Сурикова, Репина до Шишкина, Перова, Левитана и Серова.

А началось все с того, как группа из 14 лучших учеников Императорской Академии художеств под предводительством Ивана Крамского со скандалом отказалось участвовать в конкурсе на большую золотую медаль. Молодые живописцы выступили против консерватизма академического искусства и заявили о своем желании писать полотна по реалистическим и современным сюжетам вместо предложенной им темы "Пир в Валгалле". Что подвигло их на этот шаг?

ДОНЕЦ: Вспомним, что это 1863 год, это очень важно. То есть мы понимаем, что только что 61-й – освобождение от крепостного права. Ну это всегда актуальная тема – что чувствует молодежь. А художественная молодежь, заканчивающая Академию художеств, это та же молодежь, которая нас окружает. И они воспринимают все очень остро, очень романтично, разрушая, так скажем, дистанцию возможного. Для них этого вселенский переворот: у нас нет рабов, мы теперь не сограждане, мы братья и сестры. И вот это какое-то пронзительное ощущение равенства, ощущение человеческой ответственности за всех, кто рядом, ну братство такое...

Полностью слушайте в аудиоверсии!

Русский след. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация