Нацвопрос Как развивался интерес к русскому героическому эпосу

13 мая 2023, 02:15

Персоны

Кто и каким образом возрождал интерес к русскому героическому эпосу? Почему в XIX веке представления о русских былинах и богатырях во многом создавали иностранцы?

САФАРОВ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире "Вестей ФМ" программа "Нацвопрос", в студии – Марат Сафаров.

Совсем недавно мы говорили об эпической культуре, о том, как российская эпическая культура кардинально отличается от жанров в других традициях, в других цивилизациях. Сегодня поговорим о том, как российская эпическая традиция – былинная, народный фольклор – трансформировалась в массовой культуре. Каким образом ее изображали художники, поэты, композиторы, наверное, уже в XVIII веке (может быть, и раньше), как она складывалась в XX веке, в чем были искажения. Как народную традицию профессиональные мастера пытались интерпретировать. Вот об этом очень часто говорится в литературе, часто говорится в программах – о том, как народное представить профессиональным культурным языком. Это очень сложно, как феномен народного духа должен быть воспринят профессионалом – профессиональным литератором или музыкантом, не расплескав, не растеряв это самое народное.

Это сложная тема, о ней очень часто говорится, повторюсь. Но сегодня мы поговорим о ней особо и подробно, поскольку это продолжение нашей недавней программы о российском эпосе, на которую пришло несколько очень хороших, добрых таких, я бы сказал, рецензий, а также множество добрых отзывов. И поэтому мы продолжим эту беседу сегодня с нашим гостем – исполняющим обязанности ректора Московского государственного университета технологий и управления имени Разумовского, доктором философских наук Арсением Станиславовичем Мироновым.

Арсений Станиславович, приветствуем вас в эфире "Вестей ФМ".

МИРОНОВ: Здравствуйте.

САФАРОВ: Обозначив этот рубеж – XIX век, когда такой историзм появился, сложился, может быть, под влиянием карамзинского гения, может быть, чье-то другое такое влияние. Как-то у меня лично ассоциируется все-таки открытие России (пусть меня простят профессиональные историки-коллеги) все-таки не с Татищевым, а уже скорее с Карамзиным, который придает этому еще и определенную литературную форму, да? Это XIX век? Или в XVIII веке уже были подходы к тому, как представить народное на таком петербургском, что ли, красивом фоне?

МИРОНОВ: Вы совершенно правы, это именно рубеж XVIII-XIX веков. И для восприятия русских былин образованным обществом отправная точка – это публикация древних российских стихотворений Кирши Данилова, 1804 год. Как мы помним, до этого времени образованное общество в России практически не знакомо с былиной, потому что со времен Петра I наблюдается вот этот культурный разрыв между образованным обществом и народом. И, в общем, представители молодого поколения русской аристократии очень редко контактировали с живыми носителями былинной традиции. Забегая вперед, скажу, что очень часто многие русские люди, даже будущие исследователи былин знакомились с былинами из немецких переводов, а также они судили о былинах по лубкам и считали это народным искусством. Хотя на самом деле лубок – это скорее такой способ хорошо, эффективно исказить ценности русских былин. Таким образом, открытие былин образованным обществом начинается с лубка, начинается с немецких переводов. И вот об этом хотелось бы поговорить подробнее.

Полностью слушайте в аудиоверсии!

Нацвопрос. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация