Авторские материалы Беспорядки и столкновения с полицией – грузинская оппозиция вновь вышла на улицы
Персоны
В грузинской столице вспыхнули массовые беспорядки. Протесты переросли в жесткие столкновения с полицией. Дошло до применения слезоточивого газа и водометов. На улицы вышла оппозиция, которую по сути "возглавляет" Соломе Зурабашвили, пока еще действующий президент Грузии. Возмутило их заявление премьер-министра Иракли Кобахидзе, который четко сказал: Грузия замораживает переговоры о вступлении в Евросоюз. Как в Грузии пытаются разыграть "новый майдан" – выясняла Мария Агафонова.
Парламент Грузии ввел красный уровень безопасности и тем самым закрыл для посетителей здание законодательного органа в Тбилиси. Это случилось из-за массовых антиправительственных протестов. В заявлении законодательного органа говорится, что во время красного уровня в парламент никого не будут впускать, кроме лиц, которых установит глава аппарата парламента с учетом "специфики угрозы".
Протесты в Грузии не смолкают. В четверг вечером в центре Тбилиси прогремели массовые беспорядки – площадь Свободы и проспект Руставели полностью заполонила протестующая толпа. К митингу подключилась и президент страны Саломе Зурабишвили – она лично приехала на площадь Свободы.
Ситуация крайне напряженная. Оппозиционеры, обмотавшись флагами Евросоюза и Грузии, бьют камнями по ограждениям парламента. А дальше – "обмен любезностями". Толпа пыталась ослепить ОМОН и полицию лазерными указками. Тем, в ответ, пришлось применить водометы и слезоточивый газ. Грубо говоря, "потери", есть с обеих сторон. Пострадали порядка 3-х десятков силовиков – почти всем потребовалась помощь врачей. Задержали почти полсотни сторонников оппозиции.
Митинг состоялся в ответ на заявления премьера Ираклия Кобахидзе. Он ясно обозначил: Грузия отказывается обсуждать вступление в Евросоюз. Попытки остановить евроинтеграцию болезненно восприняли силы оппозиции во главе с президентом Грузии. Теперь же, устремленные в сторону Запада, усиленно требуют перевыборов в парламент. Сразу же после заявлений премьера, пока еще действующий президент провела экстренные совещания с Европой. Пережить это спокойно ей не удалось, не смотря на то что вот-вот, уже 16 декабря, свои полномочия она сложит.
А Кобахидзе дал понять: для Грузии неприемлемо рассматривать интеграцию в Евросоюз, как милость, которой её должны удостоить. Там же он добавил, что страна сможет продолжить переговоры о вступлении в ЕС к концу 2028 года. Надо сказать, Грузия – парламентская республика. А значит премьер-министр – более влиятельная, чем президент, фигура.
Международный секретарь партии "Солидарность во имя мира" Мамука Пипия говорит о навязанном западным вмешательством революционном характере протеста. Переводя на простой язык: происходящее в Тбилиси повторяет сценарий майдана.
То, что сейчас происходит на улицах – работа всех этих неправительственных организаций и наших, так называемых, европейских партнеров. Люди вышли на улицу агрессивно. Люди требуют революции. Думаю, что власти дадут достойный ответ.
Пипия уверен, что Запад будет использовать разные рычаги, чтобы свергнуть действующую власть. Эксперт поясняет, что Грузии выгоднее сотрудничать с соседями: с Ираном, Арменией, Турцией, Азербайджаном, Россией.
Потому что мы все таки больше зависим от наших прямых соседей с кем у нас торгово-экономические отношения, с кем у нас граница. Это наши традиционные рынки. Будет тяжело. Но нас ждет большое будущее. Нас ждет формат БРИКС. Мы не против торговаться с ЕС, но не любой ценой.
Судя по всему, слова министра о заморозке евроинтеграции стали последней каплей для оппозиции. Тем более после принятия критикуемых Европой законов. А именно, «О семейных ценностях и защите несовершеннолетних», он же закон о запрете ЛГБТ-пропаганды (Движение признано экстремистским и запрещено в России). Туда же – закон "О прозрачности иностранного влияния", или закон об иноагентах. Брюссель тогда обрушился на Тбилиси с требованием отменить их, а также остановил все обещанные финансовые транши.