Авторские материалы Не шоколад и не сыр: как производители удешевляют продукт
Персоны
Производители, чтобы не повышать цены на продукты, меняют дорогие ингредиенты на дешевые. Используют это, как правило, в многокомпонентных видах: сосисках, пельменях, кондитерских изделиях, мороженом и т.д. На языке экономистов – это скимпфляция. И что особенно удручает, идет она параллельно со шринкфляцией – уменьшением веса товаров. Но если последняя затрагивает только вес товара, то первая ведет к его ухудшению. И такие махинации потребителю заметить сложнее, чем уменьшение упаковки. Как продуктовый суррогат влияет на здоровье и как снизить его потребление – узнала Марина Костюкевич.
Дешево и сердито – главный принцип производителей, желающих во что бы то ни стало устроить товар на полку. Торговые сети формируют запрос, исходя из цены товара, а производителю остается вписаться в эту стоимость. Если не вписывается, приходится изменить состав, чтобы удешевить продукт. Иначе он не продаст.
И начинается жульничество с ингредиентами. Мясо или яйца разбавить дешевыми ингредиентами нельзя. Потому под замес (в прямом и переносном смысле) попадают многокомпонентные продукты.
Главные жертвы махинаций – сосиски, колбаса, пельмени.
Сначала более дорогую свинину заменяли индейкой, затем курицей, а теперь уже в ход пошли субпродукты. Шкуры, жилы, внутренности перетираются и добавляются вместо мяса. Часть мяса заменяют соевым или растительным белком. Особо наглые производители не гнушаются крахмалом.
Йогурты и творожки с разными добавками содержат в себе также немало удивительных вкраплений: чаще всего пальмовое или кокосовое масло вместо молочного жира. Делать так можно, но тогда продукт должен называться не "молочным", а "молокосодержащим". Если заявлен "йогурт" с добавками, то вместо них зачастую вместо настоящих фруктов, ягод и орехов – ароматизаторы.
Но больше всего страдает мороженое – рассказывает руководитель испытательной лаборатории ВНИИ молочной промышленности Елена Юрова.
ЮРОВА: Там много компонентов, которые относятся к немолочным. Это и стабилизатор, который держит воздух, это и для взбитости мороженого, шоколад, какао, и если мы начнет этот продукт анализировать, то, конечно, мы выявим многое, что не соответствует для молочного жира или для молочного продукта компонентов.
Кондитерские изделия – это просто клондайк для любителей сэкономить на качестве. Здесь замена молочного жира на растительный регламентами разрешается. Чем производители десертов активно пользуются.
Натуральное какао-масло чаще всего заменяют на более дешевые растительные альтернативы. И немногие знают, что например, шоколад вправе называться шоколадом, если в нем содержится именно настоящее какао-масло (один из самых дорогих ингредиентов в кондитерской промышленности) и какао-порошок или тертое какао. А вот шоколадная глазурь, при всей ее внешней похожести – совсем другой продукт. Но кто это будет выяснять? Вот и приобретают люди зачастую конфеты "со вкусом шоколада", или ароматом малины вместо ягоды, а вместо плитки шоколада – кондитерскую плитку. Также как и "напитки" вместо соков. Во многих упаковках с соком увеличена доля воды, из-за чего они превращаются в сокосодержащие напитки.
Обычно надпись "молокосодержащее", "сокосодержащее", "заменитель шоколада" хорошо спрятана, а на упаковке картинки – сочные яблоки, плещущееся через край крынки молоко или горячее какао в кружке. Маркетологи знают, как нас обмануть, не нарушая закона.
На языке экономистов все это – скимпфляция. Происходит это слово от английского глагола to skimp – скупиться, экономить. Цена продукта привычная глазу, но более дорогие ингредиенты заменены дешевыми. И покупатель за те же деньги приобретает более дешевый товар – незаметно для себя. Что особенно страшит, идет это в параллель со шринкфляцией (это когда ужимается упаковка товара – допустим, с литра до 0,9) – говорит научный руководитель Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.
ОСТАПКОВИЧ: А есть стелфляция, когда работают одновременно и шкринфляция, и скимпфляция. Вот это совсем плохой вариант. Такое производство товаров происходит повседневно и постоянно. Производители, чтобы сохранить цену, кладут менее качественный товар. Причем, они это пишут, но кто будет читать эти мелкие буквы? Это надо с лупой ходить в магазин. И смотреть какие там жиры.
Хотя было бы неплохо посмотреть, что там за жиры. Жиры как раз тот ингредиент – выручалочка для недобросовестных производителей. Именно трансжиры и используют вместо натуральных жиров, т.е. маргарины, кулинарные жиры, спреды и т.д. Это самый дешевый вариант – когда из любого жидкого масла делают твердый жир, пропуская через водород. В сыре, например, трансжиров может быть до трети состава – говорит Елена Юрова.
ЮРОВА: Процентов 30 есть замена. Более уже будет выявляться, и уже и потребитель будет здесь видеть и по органолептике, и по внешнему виду.
В большинстве же случаев, – говорят специалисты, – потребитель не видит и не чувствует подвоха. Что очень опасно, потому что продуктовые суррогаты серьезно подтачивают здоровье, – говорит врач-диетолог Елена Соломатина.
СОЛОМАТИНА: Клеточная мембрана становится непластичной, твердой, она плохо выполняет свои функции. Получается ускоренное старение организма, старение кожи, старение кровеносной системы, которая омывает наш мозг, несет туда питательные вещества и кислород. Получается, что мозг начинает плохо выполнять свои функции, плохо дает команды и получается, что сам наш организм начинает давать сбой.
Как прекратить это негативное воздействие? На уровне государства – это контроль за производителями. Он идет, но всех проверить невозможно. Потому каждый должен более внимательно относиться к тому, что потребляет. Эксперты обращают внимание на то, что удешевление состава, как правило, легализуется через техусловия (ТУ). Поэтому лучше выбирать провизию, где на упаковке есть заветное "Сделано по ГОСТу".
Надо помнить, что, чем сложнее состав продукта, тем проще его "разбавить",
Стоит смотреть и на срок годности и состав – у натуральных продуктов и то, и другое короче.
Обращать внимание надо и на название продукта. Если написано "кондитерская плитка", "сырный продукт", "молокосодержащий продукт" – это значит перед вами не шоколад, не сыр, и не творог. В его составе дешевые заменители.