Музыка мира и войны

фильм
документалистика Россия 2005

Смотрим

О фильме

В войну музыка помогала жить, и это не красивая метафора. Фильм посвящен музыкальной культуре в последний предвоенный год и в первый год войны, а также в 1945 году.
Участвуют: Галина Вишневская, Тихон Хренников, Александра Пахмутова, Владимир Зельдин, Андрей Эшпай, Родион Щедрин, Виктор Мержанов, Николай Добронравов.

О фильме "Музыка мира и войны" рассказывает его автор, заслуженный деятель искусств РФ Валентин Тернявский:

"Фильмов о войне, как художественных, так и документальных, создано достаточно много, есть среди них и замечательные работы. Наш фильм рассказывает о музыке времен Великой Отечественной войны. Однако тема решена шире – это новый взгляд на то уникальное время, жестокое, страшное, но именно тогда вопреки войне были созданы великие музыкальные произведения.

В фильме речь пойдет не только об отечественной музыке, но и о музыке союзников и поверженной Германии. Мне захотелось доказать теорему, что между 1940-м и 1945 годом в нашей стране было создано очень много музыкальных произведений, которые стали подлинным украшением русской культуры.

Если говорить о симфонической музыке, то именно тогда Дмитрий Шостакович пишет свои грандиозные полотна-фрески: Седьмую и Восьмую симфонии. У композитора творческий подъем. К нему лояльно относятся власти предержащие. Достаточно сказать, что в эти годы его трижды награждают Сталинской премией.

Весной 1941 Шостакович закончил Квинтет, к концу 1941 создал легендарную Седьмую симфонию, писать которую композитор начинал в осажденном Ленинграде, а заканчивал уже в Куйбышеве (Самаре). Маршрут симфонии триумфален: Куйбышев – Москва – Новосибирск – блокадный Ленинград… Ее исполняли в годы войны и знаменитые симфонические оркестры мира под управлением Артуро Тосканини и Леопольда Стоковского. Нам удалось разыскать эти уникальные кадры – Стоковский в Америке дирижирует Седьмой симфонией Шостаковича.

В 1943 году Шостакович заканчивает работу над Восьмой симфонией, ее премьера состоялась в Москве 4 ноября. Дирижирует Евгений Мравинский. В ноябре 1945 года состоялось первое исполнение Девятой симфонии. Ожидалось, что композитор напишет симфонию торжества и победы, но музыка звучит по-другому…

И Сергей Прокофьев так же переживает в эти годы творческий подъем. В 1940 году в Кировском театре в Ленинграде состоялась премьера его балета "Ромео и Джульетта" с Галиной Улановой и Константином Сергеевым в главных ролях. В 1943 году композитор закончил работу над монументальным сочинением – оперой "Война и мир". В 1945 году Прокофьев завершил работу над Пятой симфонией, которая пронизана ощущением грозного времени.

Еще один столп отечественной музыки прошлого века Арам Хачатурян в 1940 году создал скрипичный концерт (Сталинская премия 1941 года), в 1942 году – знаменитый балет "Гаяне". "Танец с саблями" из балета "Гаяне" стал визитной карточкой композитора.

Небывалый расцвет переживала в годы войны и советская песня. Яркие произведения в песенном жанре – у Исаака Дунаевского, Тихона Хренникова, Василия Соловьева-Седого, Александра Александрова, Матвея Блантера, Никиты Богословского и других замечательных композиторов.

Отличительной особенностью нашего фильма является то, что мы впервые попробовали сопоставить то, что происходило в искусстве Советском Союзе и Германии в эти годы. В предвоенном 1940 году, когда действовал еще пакт о ненападении, в Большом театре в рамках культурного обмена с Германией состоялась премьера оперы Вагнера «Валькирия» в постановке Сергея Эйзенштейна. В это же время в Берлинской Stadtopera состоялась премьера оперы Глинки "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин").

Когда сегодня слушаешь эту запись, испытываешь странное ощущение: знакомые арии исполняются на немецком языке. Интересно, как в зале Берлинской оперы воспринимали обращение к русскому народу в арии Сабинина с призывом встать на защиту своей земли от иноземных захватчиков? И это накануне войны с Советским Союзом!

Кстати, в Берлине есть улица Глинки, великий русский композитор в юности учился в Берлине и провел там последние месяцы своей жизни. Примечательно, что когда началась война, в Германии был наложен запрет на исполнение музыки русских и советских композиторов, в то время как в нашей стране никаких ограничений не было, и австро-немецкая классика: музыка Баха, Моцарта, Бетховена, Шумана, Брамса входила в программы музыкальных школ и продолжала широко исполняться.

Сопоставление культурных событий, которые происходили в одно и то же время у нас в стране и в Германии, позволяет глубже понять не только национальный менталитет, но и направление искусства. Кадры из фильмов Лени Риффеншталь "Триумф воли", жесткие, политически ангажированные, какие-то безжалостные сопоставляются в нашем фильме с кадрами из фильма-сказки "Светлый путь" Григория Александрова.

Июнь 1941 года. Жизнь идет своим чередом: люди ходят в театры, гуляют в парках, занимаются спортом. 21 июня 1941 года в Большом театре шла опера "Царская невеста", в Художественном театре – "Три сестры". Субботний вечер. Берлинцы сидят в уличных кафе. До начала войны всего несколько часов. В это же время в Бресте тишина. Трудно предположить, что на другом берегу реки Буг стоят сто немецких дивизий, готовых выполнить приказ о наступлении.

Александра Николаевна Пахмутова вспоминает в фильме, как 22 июня 1941 года она, одиннадцатилетняя девочка, принимала участие в концерте, где исполняла, как она говорила, немудреный вальсок. Во время концерта на сцену вышел человек и объявил, что началась война. В фильме своими воспоминаниями о войне поделились Тихон Хренников, Галина Вишневская, Родион Щедрин, Владимир Зельдин.

Композитор Андрей Эшпай, участник Великой Отечественной войны, рассказал о том, как служил в разведке и прошел путь от Варшавы до Берлина. Пианист Виктор Мержанов, выпускник Московской консерватории 1941 года, пошел добровольцем на фронт, пять лет не прикасался к роялю, а когда вернулся, стал готовиться к участию во Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей и стал победителем! Тот знаменитый международный конкурс, который проходил в Москве в декабре 1945 года, открыл миру Мстислава Ростроповича, Леонида Когана, Святослава Рихтера.

В фильме рассказывается не только о музыке нашей страны и Германии, но и о музыке наших союзников. После победы в Сталинградской битве, в Америке стала чрезвычайно популярна русская тема, в частности, русская музыка. Всего один пример: в знаменитом фильме "Сестра его дворецкого", вышедшем в прокат в Америке в 1943 году, – сразу после битвы под Сталинградом – Дина Дурбин исполняет русские романсы.

Позже был снят другой знаменитый фильм – "Серенада солнечной долины" – где участвовал оркестр под управлением Глена Миллера. Кстати, Глен Миллер – капитан военно-воздушных сил США, погиб за несколько месяцев до победы. В нашем фильме использованы хроникальные съемки выступления оркестра Глена Миллера и Марлен Дитрих в войсках союзников.

Через две недели после победоносного окончания Сталинградской битвы Сергей Васильевич Рахманинов – великий русский композитор и пианист – дал в Чикаго свой последний концерт. Он очень глубоко переживал события Великой Отечественной войны. Когда услышал по радио о победе под Сталинградом, сказал: "Дай Бог им сил!". Сергей Рахманинов перечислял гонорары от своих концертов в фонд помощи и возглавлял русский отдел фонда помощи советской России, куда входили балетмейстер Михаил Фокин, авиаконструктор Игорь Сикорский и многие другие.

Во время работы над фильмом наша группа, а кроме меня это, в первую очередь, режиссер Сергей Сидоренко и оператор Алексей Смирнов, побывала в командировках в Петербурге, Бресте, Волгограде, Кронштадте, Берлине. Мы снимали памятные места, связанные с историей Великой Отечественной войны. Символ времени – это не только архитектура дворцов, памятников, государственных зданий, мемориалов, посвященных Великой Отечественной войне, но и реки, которые символизируют течение времени. В нашем фильме это Москва-река, Волга, Нева, Буг…

9 мая – это праздник со слезами на глазах. Мы вспоминаем тех, кто заплатил своей жизнью за победу. Поколение победителей уходит. Но остается благодарная память о тех, кто отстоял нашу Родину от захватчиков. И остается музыка, написанная в эти годы суровых испытаний и великого духовного подъема".

В фильме есть редкие документальные кадры, запечатлевшие музыкальные события времен Второй мировой войны, кинохроника, а также использованы уникальные аудиозаписи тех лет.

Автор сценария и фортепианных импровизаций: Валентин Тернявский
Режиссер: Сергей Сидоренко
Оператор-постановщик: Алексей Смирнов
Операторы: Татьяна Александрова, Евгений Авдеев, Владимир Деревянкин, Владимир Иванов, Владимир Кузаков, Олег Маликов
Текст читает: Юрий Яковлев

Персоны

Смотрим также

Авто-геолокация