Неизвестная

фильм
документалистика Россия 2020

Смотрим

О фильме

Иван Крамской "Неизвестная"
С той минуты, когда публика увидела картину Ивана Крамского "Неизвестная", зрители, искусствоведы и писатели не перестают гадать: кто позировал художнику. Но сам художник никогда никому не назвал имени своей загадочной модели.
В фильме рассматриваются разные версии о том, кто позировал Крамскому, действительно ли это портрет конкретной женщины или собирательный образ.
По этюдам, подготовительным работам к "Неизвестной" и мемуарам можно предположить, что одной из моделей была дочь художника – Софья.
Фильм расскажет о Софье Крамской – талантливой портретистке, с трагической судьбой, самой неизвестной фигуре среди всех, кого прочили в "Неизвестные".

Михаил Врубель "Царевна-Лебедь"
Когда 1900 году Михаил Врубель представил публике своё новое полотно "Царевна-Лебедь", любители искусства сразу же определили, что в качестве модели для сказочной женщины-птицы художник взял свою жену , известную оперную певицу. Поклонники говорили: "Если царевна на картине одета в её сценический костюм из оперы "Сказка о царе Султане", то это точно Надежда Забела-Врубель". Однако такое мнение просуществовало недолго. Вдруг один из критиков заявил, что врубелевская царевна совсем не оперная дива, а совсем другое лицо -давняя возлюбленная художника. Публика ещё раз вгляделась в картину и пришла к выводу, что критик прав. В воздухе запахло скандалом!
Кто же, всё-таки, послужил моделью Врубелю? Его прежняя любимая женщина или жена Надежда?

Борис Кустодиев "Купчиха за чаем"
Купчика пьет из блюдца чай. На большом столе самовар и блюда с разнообразными яствами. . Сама купчиха дородна, молода и красива. Конечно же, это знаменитая "Купчиха за чаем" прекрасного русского художника Бориса Кустодиева.
Картина была написана в 1918-м году, во времена отнюдь не изобильные: страну тогда накрыли разруха и голод, а купцы и купчихи отошли в прошлое, которое никто не собирался возвращать.
Почему же полотно было доброжелательно принято новой властью? К счастью, потому, что советские критики увидели в картине лишь карикатуру на купеческое сословие и на всё, с чем рабоче-крестьянская власть уже покончила. Однако образованные современники увидели в полотне совсем другое: горькую иронию, тоску по потерянной России, по сытой спокойной жизни, которая уже никогда не будет прежней. Однако, если бы советские критики узнали о том, кто послужил моделью художнику и кем в жизни являлась его прекрасная купчиха, то художник, несмотря на его талант, никогда бы не попал в список лояльных. Этой картине не позволили бы выставляться, не тиражировали её в многочисленных репродукциях и на обложках журналов...

Карл Брюллов. "Женский портрет"
Все, что написано Карлом Брюлловым – золотой фонд российского искусства. Еще при жизни его называли "Великий Карл". Неизвестных работ Брюллова крайне мало, и когда в 1905 году любителям живописи был представлен неизвестный женский портрет, это была сенсация. На раме найденного шедевра блестела медная табличка: "Портрет Александры Смирновой-Россет". Образованная публика знала имя этой светской дамы XIX века, фрейлины двух императриц, привлекательной и умной женщины, которой сам Пушкин посвящал стихи.

Под названием "Портрет Александры Смирновой-Россет" картина десятилетиями хранилась в коллекции Русского музея... до того момента, пока один из искусствоведов не сравнил брюлловский портрет с портретами этой дамы, написанными другими художниками, и определил, что на картине изображена совсем иная...

И только совсем недавно, в 2018 году произошло большое событие и для искусствоведов, и для зрителей. Через 170 лет стало известно настоящее имя красивой молодой женщины. Это единственный завершенный портрет члена императорской семьи в творческом наследии Карла Брюллова. Это женщина с необычной и трагической судьбой, которая могла бы стать сюжетом поэмы или романа...

Смотрим также

Авто-геолокация