
Семен Трескунов
Смотрим
В видео
В aудио
Биография
"Как актеру, мне гораздо интереснее уходить от себя — и чем дальше, тем лучше. На экране я стараюсь проживать отдельную жизнь, никак со мной не связанную".
Родители Семена Трескунова не имеют никакого отношения к кинематографу. Мама работает региональным представителем в детском журнале. Папа занимается трансферной графикой, у него собственная компания.
В школе мальчик постоянно участвовал в творческих конкурсах, а также увлекался плаванием. Большую роль в выборе его жизненного пути и в успехе, которого он добился, сыграли родители.
"Для меня папа - это вообще самая важная фигура в моей жизни, потому что воспитывался я очень долгое время своего детства действительно папой. И все уроки воспитания, какие нужно, он мне преподнес, и он у меня просто молодец", - говорит Семен об отце.
Но ничуть не меньшее влияние оказала и мама. "Это забавная история. Моя мама — не актриса, но она всегда мечтала сниматься — хотя бы в рекламе. Поэтому она ходила на кастинги и как-то взяла с собой меня и моего младшего брата. Мне тогда было десять. Нам очень понравился сам процесс, и мы тоже стали ходить на кастинги.
Однажды мне повезло: я прошел кастинг на роль в рекламе МТС, и меня пригласили на встречу с режиссером-американцем. В тот день у меня была температура 39 с чем-то, я мог не пойти. Но все-таки решил сбить температуру и поехать. Это был поворотный момент — неизвестно как бы все повернулось, если бы в тот день я остался дома…
А когда реклама вышла, мне позвонили и пригласили в один фильм, потом в другой. Я начал сниматься и прямо сходил с ума от счастья: я понял, что именно этим хочу заниматься. Родители меня поддержали. Потом у меня родилась сестра, и мама перестала ходить на кастинги. Получается, мамино увлечение привело меня к актерской профессии", - отмечает артист.
Кинематограф
Дебют в кино Семена Трескунова состоялся в 2011 году, когда его пригласили в качестве дублера в социальную драму Всеволода Бенигсена "Аварийное состояние". Рассмотрев юношу получше, режиссер отдал ему роль мальчика Васи целиком. Она и стала первой в его фильмографии.
Затем в мелодраме Станислава Назирова "Ночной гость" молодой актер сыграл сына главной героини. В 2012-м принял участие в лирической комедии "Мамы". Исполнил в психологическом триллере Рената Давлетьярова "Стальная бабочка" небольшую, но заметную роль - беспризорника по кличке "Карлик".
А роль школьника Мишки Хрусталева в детском приключенческом фильме "Частное пионерское" позволила Семену получить множество наград на различных кинофестивалях, в том числе и за лучший актерский дуэт с Егором Клинаевым.
Трескунов снимался у ведущих российских режиссеров: в историко-биографической картине Александра Митты "Шагал — Малевич" (Лева в детстве), в драме Александра Котта "Третья мировая" (Петька, внук деда Максима), в детективном сериале Евгения Лаврентьева "Черные кошки" (шпана Ромка).
"На дне"
В 2014 году на фестивале "Окно в Европу" впервые была показана социальная драма Владимира Котта "На дне" по Максиму Горькому, где Семен сыграл Луку.
Действие фильма перенесли в современную Россию. Вместо ночлежки — свалка, на которой персонажи Горького живут в ожидании мусоровоза, ищут металлолом, пьют, ссорятся, мирятся и знакомятся с Лукой. Основное отличие картины от пьесы в том, что Лука из старца превратился в подростка-беспризорника.
Снимали "На дне" на самой настоящей свалке со всеми сопутствующими запахами и грязью, однако Владимир Котт запретил носить на площадке маски. Постепенно и актеры, и съемочная группа привыкли, испытав на себе подлинное погружение в среду обитания персонажей. При этом, как говорит режиссер, получилась не чернуха, а смешное и одновременно грустное кино.
"Семейный бизнес"
Также успехом у зрителей пользовался ситком Алексея Чистикова и Ивана Китаева "Семейный бизнес", в котором актер исполнил одну из главных ролей.
Как маленькие воспитывают взрослых? Сколько нужно времени, чтобы уложить пятерых детей спать? Можно ли сделать бизнес из семейных отношений? А также дружба, преданность и любовь как средство ото всех болезней и невзгод — в этом комедийном сериале.
"Призрак"
По мнению кинокритиков, большим творческим достижением артиста стала роль Вани Кузнецова в мистической комедии Александра Войтинского "Призрак". Семен сыграл маменькиного сынка, презираемого одноклассниками, которого начинает преследовать призрак погибшего авиаконструктора. Его партнером по съемочной площадке стал Федор Бондарчук. "Призрак" в моей жизни - это не просто неимоверное везение, это - кармический подарок какой-то!", - признавался актер.
Члены съемочной группы вспоминают, что поначалу Трескунов немного стеснялся Бондарчука, но это было только на руку творческой бригаде, потому что и в фильме сближение героев происходит не сразу. Федор Бондарчук, в свою очередь, отметил, что юный актер стал для него главным открытием на проекте: "Семен не просто органичный и одаренный парень, он в свои 14 уже настоящий профессионал!.. Его график расписан до 2017 года. Когда я заикнулся о том, что неплохо бы скорректировать мое расписание, мне вежливо, но твердо ответили: "Извините, но график Семена не позволяет нам этого сделать!" Ну что делать, я подстроился!" – улыбается Бондарчук.
"София"
В исторической картине Алексея Андрианова "София" Семену Трескунову досталась роль Ивана Грозного в юности.
Сюжет: Вторая половина XV века: Русь уже два столетия под гнетом монголо-татарского ига. Иван III, князь Московский, в целях укрепления государства принимает решение жениться на Софии Палеолог, византийской принцессе, живущей после распада Византии в Риме под покровительством Папы.
"Хороший мальчик"
В 2016-м на экраны вышла молодежная лента Оксаны Карас "Хороший мальчик", в которой Трескунов (Коля Смирнов) сыграл с Константином Хабенским и Михаилом Ефремовым. Картина выиграла Гран-при на "Кинотавре".
Семен поясняет: "В первую очередь хочу сказать, что не стоит воспринимать название фильма "Хороший мальчик" буквально, потому что хороший мальчик — это ироничное обозначение каких-то личностных характеристик и качеств, присущих Коле. А Коля — человек способный мимикрировать под любое состояние общества. Он очень удобный, очень пластичный, гуттаперчевый человечек, который к любому может найти подход, именно поэтому он хороший. До определенного момента в глазах людей он пай-мальчик, который всем может угодить. Поэтому в фильме и происходит конфликт - столкновение двух разных мировоззрений.
Сначала Коля — юноша-максималист, для которого мир абсолютно черно-белый. Потом он уже вступает в стадию взросления, и ему открывается какая-то более широкая цветовая палитра мира. И он понимает, что мир не может быть однозначным, что границы добра и зла иногда смещаются в стороны друг друга. Именно поэтому "хороший мальчик" — уже в кавычках. Потому что он к этому моменту творит столько бед, с которыми не в состоянии справиться, что хорошим его уже не назовешь".
Критика
Обозреватель "Афиши" Антон Долин об игре актера в фильме "Призрак": "Семен Трескунов не просто справляется со сложной ролью, но "крадет шоу у самого Бондарчука", и юного актера ждет "большое светлое будущее".
Согласна с такой оценкой и рецензент "Российской газеты" Сусанна Альперина: "…у Семена Трескунова явно есть все задатки, чтобы стать Юрием Никулиным нашего времени".
В свою очередь, кинокритик "Коммерсанта" Лидия Маслова находит игру актера даже чересчур профессиональной, поскольку ему удалось создать "…такой убедительный образ неприятного нытика и задрота, что поскорей хочется отправить этого отрока куда-нибудь подальше во Вселенную — либо за штурвалом еще не испытанного самолета, как это происходит в фильме, либо, еще лучше, в каком-нибудь специальном грузовом отсеке межконтинентальной баллистической ракеты".
Интервью
О кино:
"Очень люблю научную фантастику, криминальные комедии, вестерны, лояльно отношусь к фильмам по комиксам. Все это в достатке есть в Голливуде, а у нас снимают либо историческое кино, либо комедии – и все, дальше никуда. К тому же половина наших комедий имеет вторичные сюжеты, а вместо качества зачастую может похвастать только звездным составом. Это тоже, на мой взгляд, не очень правильно – пихать в один фильм как можно больше селебрити вместо того, чтобы находить актеров, подходящих на роли".
О ролях:
"Вначале я не планировал ни от чего не отказываться. По той простой причине, что я был новичком в кино. Для меня это был абсолютно новый мир, который мне предстояло кропотливо изучать. У меня даже какая-нибудь двоюродная бабушка в театре областном не играла. Поэтому любая роль казалось мне даянием, чудом, даром судьбы, и я не пренебрегал даже самым маленьким эпизодом. Становясь чуть старше и вынося на первый план какие-то личные амбиции, я в какой-то момент захотел роли выбирать. Но и тогда не стал это делать. Надо было себя зарекомендовать, как хорошего молодого артиста, а потом уже аккуратно делать маленькие шажочки навстречу собственной избирательности. Сейчас, не борясь с собственной совестью, я могу для себя точно определить, хочу я сниматься в том или ином проекте, или же могу очень вежливо и тактично от него отказаться".
"В конечном итоге решаю я. Но без совета с родственниками обойтись довольно трудно. Тем более, что у меня доверительные отношения с родителями. И я бы себе не простил, если бы эгоистично принимал такие серьезные решения сам. Читая сценарий, никогда не знаешь, в чьи руки он попадет, в какую сторону будет переделан. Бывает, ты отказываешься от роли, а потом, глядя на экран, думаешь, что совершил одну из самых больших ошибок в жизни. Бывает и наоборот".
О театре:
"Не знаю, почему в умах людей до сих пор культивируется понятие, что театр — это какое-то элитарное общество. Все искусство давным-давно перебралось на экраны, в кино, в театре же осталось очень мало искусства, на мой взгляд... репертуарные спектакли, которые играются три раза в неделю. Я вообще не понимаю, как можно репетировать все это время и еще три раза играть, еще и с прогонами с утра. Это идет в урон всякому творчеству".
О мечтах и планах на будущее:
"Любой талант надо развивать. Я для себя решил, что буду учиться в Америке, но не на актера, а на продюсера. Хочу потом вернуться в Россию и менять все в лучшую сторону. У меня есть мечта — чтобы российский кинематограф догнал по уровню американский. Думаю, что сначала поеду туда просто пожить, освоиться, подучить язык. Я уже сейчас смотрю фильмы на английском, читаю книги".
"Я хочу попробовать себя во всем. До того, как я начал сниматься, у меня была страсть к литературе: я даже пробовал писать. Из этого ничего не вышло — у меня просто не было опыта и кругозора. Но когда-нибудь я хочу себя попробовать и в качестве сценариста, и в качестве режиссера".
"…у нас снимают в основном комедии и военные драмы, а мне хочется сделать так, чтобы и у нас появилось разножанровое кино: и экшны, и фантастические триллеры".
"Я мечтаю сняться у Звягинцева, например. Я готов на все: как мне режиссер скажет, так я и сделаю. Просто чаще меня зовут в комедии. Но я играл Луку в фильме Владимира Котта "На дне" по пьесе Горького. Это была супердраматическая и сложная роль: у меня на руках умирал человек".
О режиссерах:
"Я смотрю много самого разного кино. Очень люблю творчество американского режиссера Пола Томаса Андерсона, автора замечательных картин "Магнолия", "Ночи в стиле буги", "Нефть", "Мастер". Удивительным образом он умеет из маленьких историй сделать эпические картины и наполнить их героями, что называется, с большой буквы. Из российских режиссеров мне очень нравятся работы Андрея Звягинцева, Юрия Быкова, Романа Каримова".
Девиз актера:
"Я однажды подсмотрел эту фразу у Брэда Питта: "Сначала ты здорово работаешь, потом ты здорово отдыхаешь".
Интересные факты
- Семен Трескунов увлекается музыкой, пишет и читает рэп под псевдонимом Холдэм.
- Любит кататься на виндсерфинге, сноуборде, коньках.
Награды
- Диплом за лучший актерский дуэт с Егором Клинаевым в фильме "Частное пионерское" на XVII Фестивале визуальных искусств в ВДЦ "Орленок" (2013).
- Бронзовая статуэтка "Кораблик" в номинации "Лучший мальчик-актер" на XXI Международном кинофестивале "Алые паруса" в Артеке за роль в фильме "Частное пионерское" (2013).
- Победитель в номинации "Лучший детский актер" на XXIII Международном кинофестивале "Алые паруса" в Артеке за роль в фильме "Частное пионерское 2" (2015).
- Приз в номинации "Надежда" на IX российском открытом кинофестивале "Мужская роль" имени И. И. Мозжухина в Пензе за роль в фильме "Хороший мальчик" (2016).
По материалам Википедии и сайтов: kino-teatr.ru, kinopoisk.ru, 24smi.org, vokrug.tv, stuki-druki.com, lifeactor.ru, glamour.ru, hellomagazine.com, spletnik.ru, trud.ru, yesmagazine.ru, ok-magazine.ru.
Фильмография: Актер
- Т-34 (2018)
- Частное пионерское-3 (2017)
- Одинокий папаша (2017)
- Невский пятачок (2017)
- Ивановы-Ивановы (2017), сериал
- Доктор Рихтер (2017), сериал
- Хороший мальчик (2016)
- София (2016), сериал
- Москва. Центральный округ. Последний сезон (2016), сериал
- Вышибала (2016), сериал
- Частное пионерское. Ура, каникулы!!! (2015)
- Семейный бизнес-2 (2015), сериал
- Хороший плохой день (2015)
- Призрак (2015)
- Аргентина (2015)
- Невидимки (2015)
- Чемпионы (2014)
- Семейный бизнес (2014), сериал
- Отмена всех ограничений (2014), сериал
- На дне (2014)
- Мальчики + девочки = (2014)
- Все сначала (2014)
- Светофор (2013), сериал
- Шагал-Малевич (2013)
- Черные кошки (2013), сериал
- Третья мировая (2013)
- Супер Макс (2013), сериал
- Студия 17 (2013), сериал
- Операция "Кукловод" (2013), сериал
- Частное пионерское (2012)
- Три товарища (2012)
- Стальная бабочка | Steel Butterfly (2012)
- Право на правду (2012), сериал
- Обратная сторона Луны (2012), сериал
- Обменяйтесь кольцами (2012)
- Няньки (2012)
- МосГаз (2012), сериал
- Мамы (2012)
- Ночной гость (2011)
- Аварийное состояние (2011)