Картинка

Светлана Светличная

ДАТА РОЖДЕНИЯ: 15.5.1940
МЕСТО РОЖДЕНИЯ: Ленинакан (Армения)

Смотрим

В подкастах

В видео

В aудио

Биография

Российская актриса театра и кино

Светлана Светличная появилась на свет в армянском городе Ленинакан в семье военнослужащего. Как и многие семьи военных, они часто меняли место жительство. Первоклассницей она стала в небольшом городе Ахтырка Сумской области. А окончание школы произошло уже в Советске Калининградской области. После отставки ее отца - Светличные обосновались в Мелитополе.

Мать Светланы - Золотарева Мария Федоровна была творческой личностью, очень любила участвовать в художественной самодеятельности, играла в спектаклях. Она мечтала, чтобы дочь выбрала именно актерскую профессию.

Еще в детском саду Света посещала драматический кружок, а позднее занималась в театральной студии. 

Светлана вспоминает: "Я артисткой хотела быть всегда. Крохой меня мама брала с собой в гарнизонный Дом офицеров, она там участвовала в спектакле "У них есть родина". У ее героини пропал ребенок, у меня до сих пор осталось ощущение того дикого горя, которое она показывала на сцене. Мама всегда хотела, чтобы я была артисткой. В школе я стояла в первых рядах художественной самодеятельности, вела все концерты, стихи читала. Папа был комендантом города, и все шушукались: "А вы видели дочку коменданта города?.."

Светличная отмечает, что еще будучи беременной, ее мать говорила отцу: "Если родится девочка, назовем Светланой. Представляешь, как красиво будет звучать: "артистка Светлана Светличная?".

После получения аттестата девушка отправилась в Москву, где без труда преодолела конкурс в 80 человек на место, поступив в театральный институт.

В 1963 году окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии, курс Михаила Ромма. Вместе с ней учились Андрей Кончаловский, Галина Польских и Валерий Носик. 

"Когда поселилась в общежитии, то первое, что услышала, было обсуждение какого-то Мишки Ромма. Я свято верила, что это кто-то из наших студентов. Разбирало любопытство, хотелось его увидеть: что ж это за Мишка, о котором половина общежития говорила взахлеб. На втором туре я увидела Михаила Ильича Ромма и оторопела…Был сильный дождь, и я пока бежала из общежития, промокла вся, вбегаю взъерошенная в облипшем платье. Он меня увидел и говорит: "О, воробей…" Учиться во ВГИКе мне было легко и интересно. Я поняла, что я интересна как актриса, это большое дело: понимать, что ты нужна. Помню, как Михаил Ильич Ромм приходил и с каким интересом он смотрел мои куски из "Казаков" Толстого. Помогал мне, осаждал меня, где было нужно, вытаскивал из меня волнение", - говорит Светлана.

Театр

С 1963 года поступила в труппу Театра-студии киноактера. В театре исполнила множество ролей, а наиболее известной стала ее работа в спектакле "Бесы" по одноименному роману Федора Достоевского. Она предстала в образе Марьи Тимофеевны Лебядкиной.

Театральные работы

  • "Бесы" по роману Федора Достоевского - Марья Тимофеевна Лебядкина
  • "Чудо" по пьесе "Чудо святого Антония" - Сюзанна
  • "Казаки"

Кинематограф

В кино Светлана дебютировала, сыграв в эпизоде в киноповести Михаила Калика "Колыбельная". Уже в следующей работе ей доверили главную роль Нади Колчиной в фильме режиссера Татьяны Лиозновой "Им покоряется небо". 

Актриса вспоминает: "Я играла жену летчика, которого играл Рыбников. Меня старили - его омолаживали. Но получилась очень хорошая пара. Я защищала диплом, и мне Михаил Ильич Ромм за эту работу поставил отлично".

Затем последовали другие и интересные роли. Павлина в комедии "Стряпуха" Эдмонда Кеосаяна, Катя-русалка в балладе "Чистые пруды", стюардесса Вика в мелодраме "Неподсуден", Надя Степановна в экранизации "Не самый удачный день" по повести Юлиана Семенова "Дунечка и Никита".

Оглушительный успех актрисы пришелся на картину Леонида Гайдая "Бриллиантовая рука". Она сыграла роковую соблазнительницу Анну Сергеевну в нескольких эпизодах.

Светлана признается, как тяжело далась ей та сцена: "Представьте себе: что значит сорок лет назад сниматься полуобнаженной в присутствии огромного количества мужчин из съемочной группы. Плюс народ сбежался из других павильонов: мгновенно прошел слух, что "сейчас Светличная будет раздеваться". Особенно я занервничала, когда мне предложили сорвать бюстгальтер и бросить его на пол. Дрожала как осиновый листок! И помог мне в этой ситуации Юрий Владимирович Никулин. Он отозвал меня в сторонку и сказал: "Светка, чего ты дрожишь? Ни на кого не смотри, только на меня, я - свой человек. В этой сцене я тебе подыграю". Он так убедительно это произнес, что все мои страхи мигом улетучились".

После участия в этом фильме ее стали узнавать на улице, а отец перестал разговаривать с ней, представшей перед зрителями в образе девушки легкого поведения.

В 70-е годы карьера Светличной складывалась не лучшим образом. Она получила только две заметные роли - Габи Набель в шпионской ленте "Семнадцать мгновений весны" и Нади в легендарном сериале "Место встречи изменить нельзя".

Причину своей невостребованности актриса объясняет: "Скорее всего причина в моей несоветской внешности. Я ездила за рубеж очень часто. Нону Мордюкову не брали. Я же была в Мексике, Чили, во Франции, Швеции... Я была похожа на западных актрис. И самое страшное для меня было то, что я ездила с чужими картинами. Ведь меня на роли не брали".

Почти пятнадцать лет она оставалась в тени. Но в 2000-е напомнила о себе как об артистке в фильме "Богиня. Как я полюбила" Ренаты Литвиновой, где исполнила яркую роль.

По ее словам, она благодарна Ренате за свое возвращение в кино: "Я была в полном забвении, когда Рената сделала мне предложение. Она утвердила меня буквально за 15 минут, и на площадке я сразу почувствовала, что возрождаюсь и как актриса, и как женщина. Конечно, на съемках пришлось понервничать. Но Рената - очень творческий и тонкий человек, она чувствовала все, что ощущала я. И здорово мне помогла".

Затем Светлана появилась в драме "Девушка и смерть" знаменитого голландского режиссера Йоса Стеллинга и в киноповести "Дом у соленого озера" Игоря Вовнянко.

Озвучивание

Светлана Афанасьевна занималась дубляжом советских и зарубежных фильмов. Она озвучивала "Молодые", "Нет ничего лучше плохой погоды", "Беги, чтобы тебя поймали", "Новые центурионы", "Бриллианты для диктатуры пролетариата", "Иисус", "Транзит для дьявола" и другие.

Интересные факты

  • Светлана Светличная снималась вместе с мужем Владимиром Ивашовым. В "Герое нашего времени", где Владимир сыграл Печорина, а Светлана снялась в образе девушки-контрабандистки. Также совместные съемки прошли в приключенческом фильме "Новые приключения неуловимых". Ее супругу досталась роль адъютанта полковника Кудасова.

Интервью

Герасимов

"Все мои спотыкания, увлечения, проступки, на которые закрывал глаза Ивашов, покажутся детским лепетом в сравнении с тем, чего ждал от меня Герасимов. Он хотел, чтобы я принадлежала ему целиком и полностью. Для человека с его возможностями не было ничего запретного. Я не спала несколько ночей, пытаясь найти какой-то выход. И нашла, как мне казалось, единственно верный.

Сказала мужу: "Володя, я так устала после съемок в Венгрии, у меня нет сил, я хочу побыть дома с детьми. Мне придется отказаться от съемок у Герасимова. Но мне страшно одной говорить об этом Сергею Аполлинариевичу. Ты не мог бы сходить со мной?"

Мы сидели за столом вчетвером. Герасимов, Тамара Федоровна Макарова, Володя и я. Думаю, только мой муж не понимал, что именно происходит в данный момент. Сцена вышла тяжелая, неловкая, но в итоге меня отпустили. На все четыре стороны. Главную роль в фильме сыграла Любовь Виролайнен, у них с Герасимовым начался громкий роман. А меня перестали приглашать на съемки".

Годы перестройки

"Работы артисту Ивашову не было никакой. Семью кормить нужно, и Володя пошел на стойку, их бригада строила ангары. Работа была тяжелая физически, мужики в той бригаде знали, что Ивашов знаменитый артист, пытались его беречь, не давали поднимать тяжести. Но он не мог быть особенным и вкалывал наряду со всеми. Но не физическая работа его сгубила, он был сильный. Он морально очень страдал от того, что не востребован как актер, я понимала, что он съедает себя.

Из Театра киноактера нас с ним фактически вышвырнули. Жить было просто не на что. Володя ездил утром в метро в телогрейке и резиновых сапогах, а его все равно часто узнавали. Это его просто убивало.

Я тогда торговала женскими сапогами, одна иностранная компания мне давала их под реализацию: "Вы лицо известное, обмануть не можете", - так говорили мне те иностранцы. Я ходила по бухгалтериям и ЖЭКам и всем девочкам предлагала сапоги. Они смотрели на меня, как на зверя в зоопарке, но иногда покупали. За каждую проданную пару я имела один доллар. Это для меня были деньги. Я понимала, что если через себя не переступлю, то мы все станем бомжами или сопьемся. А так заработала денежку, обед приготовила и мальчишки мои сыты. Думала, от стыда сгорю. Но детей нужно кормить. А я артистка и больше ничего делать не умею.

А когда Володи не стало, я даже работала домработницей. Ведь пенсии у меня еще не было и просто не на что было купить хлеба и пачку сигарет.

В нашем подъезде в одной из квартир начался грандиозный ремонт, я как-то туда заглянула. Там были одни рабочие, и они сказали, что хозяин жилья сам из Новосибирска и в Москве бывает нечасто. Я оставила им свой телефон и попросила, чтобы он мне позвонил.

Он вскорости позвонил, робко так представился. Я спустилась к нему домой и прямо сказала, что я бы могла присматривать за их квартирой, когда они отсутствуют, убирать, стирать. И если нужно, могу вкусный обед приготовить. Я, может, кому-то и кажусь легкомысленной в мини-юбке, но хозяйка из меня неплохая получилась. Спасибо мамочке моей…

Мужик бедный узнал меня, так растерялся, покраснел, замахал руками. Говорит, что он и так мне даст денег сколько я попрошу. Помню, смотрю на него и говорю: если вы не согласитесь, мне не на что будет есть. В тот день денег даже не было на пакет молока. Я просто так деньги брать никогда не умела, привыкла зарабатывать. Своим трудом. Он согласился. Он спас меня и моих детей. Денег оставлял в разы больше положенного, в руки никогда не давал, стеснялся. Он оставлял их всегда в одном и том же месте.

Я добросовестно убирала квартиру, мыла окна, уют наводила. Помню, пошла в магазин и купила шесть красивых фужеров и так оригинально их расставила на столе. Он был счастлив, как ребенок. Еще после отъезда хозяина квартиры в холодильнике оставалось много первоклассной еды - он разрешал мне все это забирать. Вот такой был период в моей жизни".

Первый и любимый муж

"С Ивашовым у меня счастье было разным. Я натура увлекающаяся, могла влюбиться, увлечься. Он тоже. Были периоды, когда я его называла: ты Каренин мой…Я могла наорать на него, стукнуть кулаком по столу, забрать его в Курган, написать расписку врачам. Он - нет. Он был робкий. Я была ведущая, на передовой жизни стояла я. Дети в школе напроказничали - я шла и разбиралась. Детей хвалили - я тоже шла и принимала похвалу. Володя нет. Он старался, зарабатывал деньги, но решение по дому принимала чаще всего я.

Володя прекрасно готовил, мог роскошно накрыть стол. Помню, Слава Ростоцкий пришел к нам в гости и увидел на столе красоту, им сотворенную. Он онемел и тихо вымолвил: "Это рушить нельзя..." Были годы - Володе звонили с предложениями о работе, и он снимался, а я нет. Никогда не ревновала его к профессии.

Я всегда хочу нравиться - это уже не отнять. Почему я часто летала на многие заграничные фестивали, часто с чужими картинами? Умела преподнести себя как женщина, и в какой-нибудь Германии или Чили я была равной среди европейских или американских актрис. Держалась не хуже их. Часто ловила на себе плотоядные взгляды мужиков - понимала, что нравлюсь. Но для меня главное - чтобы мне человек нравился. Случалось и такое… И романы были, все было… Женщина без романов, впрочем, и мужчина тоже - это явление крайне редкое. Если на женщину никто не обращает внимание, то это беда… Причем беда всем, кто рядом. А если на мужика никто не обращает внимания, то он слюнтяй. Романами злоупотреблять нельзя, они порой далеко заводят. Я однажды сказала себе стоп, поняла, что Володя догадывается и страдает…

Однажды он мне дал прочувствовать все по полной программе: я была на гастролях в Таллине, там у меня был роман. Я звонила Володе, чего-то муркала в трубку, вот купила тебе такой красивый пуловер, он слушал, и я по его дыханию понимала, что не в верит… Встречал меня на Рижском вокзале, на своей машине. По дороге домой нам нужно было заехать к нотариусу и что-то оформить. Нотариус был знакомый и ждал нас с утра. Приехали, стали заполнять какие-то бумаги, и в одной из них я пишу, что я Ивашову жена. "Это уже не твоя графа. Пока ты была в Таллине, я оформил с тобой развод". Этой фразой он меня расстрелял. Я вышла из помещения, села в первый трамвай и ездила в нем до глубокой ночи. Не хотелось ни пить, ни есть, ни в туалет. Все во мне окаменело.

Володя ушел жить к своей сестре Гале (может, она поэтому меня так не любит). Я с ума сходила без него, понимала, что если не верну, то жить без него не смогу. Я год вокруг него вилась, использовала все женские секреты и хитрости. Искала все точки соприкосновения. Но вернула его в семью. Я предложила повенчаться - и мы повенчались. Главное для меня было, чтобы Володя мне поверил.

Я всегда говорю: артисткам детей рожать нельзя. Категорически. Профессия наша (если ей отдавать себя полностью) не совместима с материнством. Я не хочу называть громкие имена, у которых дети закончили трагически. Но таких много. Скажу лишь про себя…

Съемки, гастроли, концерты, репетиции. Все это на первом месте в жизни. Почему мой старший сын Алеша со мной неласковый? Почему второго сына Олега потеряла так рано?.. Причина одна: мы с Володей недодали им тепла. Сынок на руке виснет, мама, побудь со мной… А у меня самолет, нужно в Чили на фестиваль лететь. Где сейчас этот фестиваль? И кто о нем помнит? А сына потеряла… Летом на три-четыре месяца отправляли их к бабушке в Мелитополь, а им папа с мамой были нужны больше, чем бабушкины вареники. У меня фестивали, поездки, платья. Бессонные ночи - оттого, что фасон не тот…

Профессия наша душу выжигает, если бы все вернуть сначала, никогда бы не пошла в артистки. Ни-ког-да! Кино - это сладкий яд. Это иллюзорный обман. Луч света на белом экране порабощает тебя, как наркотик. Ты отдаешь все за тот миг иллюзии, чтобы мелькнуть на рваной простыне экрана. Несоизмеримые вещи - растоптать свою судьбу ради этих минут на экране. Из меня бы получился хороший врач. Я так думаю. И я бы была счастливее в белом халате.

А так - что? Я реально в жизни недолюбила, недоиграла, недотанцевала… Одни "недо".

Почему недолюбила? Я уже пятнадцать лет без мужчины, Володя меня от молодости увел и к старости не привел… А во мне до сих пор сидит женщина. Журналисты порой плетут про меня невесть что, сейчас вот роман приписывают со стилистом Русланом. Мне просто безумно нравится участвовать в его творческих экспериментах".

Cын

"Живу с колоссальным чувством вины пред умершим сыном, пред Олежкой моим. Когда рухнула одна страна и на ее место неуклюже и болезненно прихромала другая, с жизнью совсем непохожей на прежнюю, то многие не выдержали этого, не вписались в новые условия и повороты. Олежка мой не вписался в новую жизнь. Он с детства был очень талантливый, цыганочку плясал просто изумительно. В пять лет он пережил клиническую смерть. После этого он изменился, из ребенка ушла радость. В армии над ним сильно издевались, так что он даже не дослужил, и мы всеми правдами и неправдами были вынуждены его оттуда забрать. Он вырос красивым, здоровым мужиком, фантастически рисовал, писал неплохие стихи. Но все как-то было мимо и не туда…

Дошло до того, что он стал на рынке торговать джинсами, на холоде, и для согрева пристрастился к рюмке. "По граммулечке…" Так говорил он. Потом он бросил Москву, уехал в деревню, в Ивановскую область. Там жил и на деньги от сдачи квартиры пил почти беспробудно. И в один день его не стало.

Как я пережила все это? Знаете, есть тысячи, миллионы матерей, которые даже не знают, где похоронены их дети. Им в разы тяжелее, чем мне. А мои мужики, Володя и Олежка, рядом лежат. И я к ним прихожу. Потом, я свято верю, что его Господь забрал к себе".

Молодые люди

"В том, что я могу понравиться молодым, особенно в наше время, нет ничего особенного. Кто-то может влюбиться в полных, кто-то - в пожилых или - совсем юных. Да, на презентациях я появляюсь вместе с молодыми мужчинами, там неприлично появляться одной. Женщина должна быть всегда с мужчиной. Это мое мнение. Не важно, сколько ему лет. Хотя, если бы какой-то пожилой мужчина с массой болячек сказал мне: "Будьте моей музой" - я бы не согласилась. Мне нужен еще неувядший цветок в горшке. Но не для кувыркания в постели. Иногда хочется поговорить не по телефону, а с живым человеком. К тому же, я - женщина. Даже если мне будет двести лет, я предпочитаю на себе ощущать мужские взгляды. При этом мне нужно, чтобы это был гений и талантище. Я бы ему служила. Вчера я посмотрела фильм "Репетиции", в котором я увидела сына Миши Ефремова Никиту. Ему уже 25 лет. Я соскучилась по такому актерскому мужскому обаянию. Я с ним даже созванивалась и сказала: "Мне поклонники часто говорят: "Спасибо за то, что вы есть"! Вот и я вам хочу сказать: "Спасибо за то, что вы есть, такой талантливый и обаятельный". Вы знаете, в моем лице вы всегда найдете поддержку". Я не хочу оправдываться, но у меня материнские чувства к молодым, потому что нет сына Олега. Он ушел в 33 года".

Премии и награды

  • Заслуженная артистка РСФСР (1974)
  • Медаль А. С. Пушкина за монолог Татьяны Лариной (1999)
  • Почетный приз за талант и народное признание на МКФ "Фестиваль фестивалей" (2006)
  • Премия "Бриллиантовая шпилька" - "Блондинкой по заслугам" (2006)
  • Приз зрительских симпатий на XI Бердянском Международном кинофестивале (2008)
  • Премия журнала "Hello" "Самая стильная в России", в номинации "Икона стиля" (2009)
  • Приз за вклад в комедию на Фестивале "Амурская осень" (2010)
  • Премия от телеканала Fashion TV - Fashion People Awards 2011 - титул "Икона стиля" (2011)
  • Почетный гражданин города Советска (Калининградская область) (2011)
  • Приз "За преданность кинематографу" на XXI Российском кинофестивале "Литература и кино" в Гатчине (2015)
  • Премия Fashion People Awards - "Икона стиля" (2015)
  • Победитель VIII Международного кинофестиваля "От всей души" в Ульяновске, в номинации "Легенда российского киностиля" (2016)

По материалам Википедии и сайтов: kino-teatr.ru, kinopoisk.ru, uznayvse.ru, rg.ru, syl.ru.

Фильмография: Актриса

  • Беловодье. Тайна затерянной страны (2018)
  • Девушка и смерть | Girl and Death, The | Mädchen und der Tod, Das (Германия, Нидерланды, Россия) (2012)
  • Гаражи (2010)
  • Похищение Богини (2009)
  • Куратор (2007)
  • Дом у соленого озера (2004)
  • Богиня: Как я полюбила (2004)
  • Дом на камне (1994)
  • День гнева (1985)
  • Анна Павлова (1983-86)
  • Место встречи изменить нельзя (1979)
  • Недопесок Наполеон III (1978)
  • Отец Сергий (1978) 
  • Корень жизни (1977)
  • Ты - мне, я - тебе (1976)
  • Когда дрожит земля (1975)
  • Скворец и Лира (1974)
  • Закрытие сезона (1974)
  • Семнадцать мгновений весны (1973)
  • Держись за облака (1971)
  • Корона Российской империи, или Снова неуловимые (1970)
  • Неподсуден (1969)
  • Любить... (1968)
  • Новые приключения неуловимых (1968)
  • Бриллиантовая рука (1968)
  • Не самый удачный день (1966)
  • Чистые пруды (1965)
  • Стряпуха (1965)
  • Тридцать три (1965)
  • Герой нашего времени (1965)
  • Пока фронт в обороне (1964)
  • Мне двадцать лет (1964)
  • Им покоряется небо (1963)
  • Колыбельная (1960)

Кадры

Авто-геолокация