Картинка

Станислав Любшин

ДАТА РОЖДЕНИЯ: 6.4.1933
МЕСТО РОЖДЕНИЯ: Москва

Смотрим

В подкастах

В видео

В aудио

Биография

Советский и российский актер театра и кино, режиссер

Станислав Любшин появился на свет в Подмосковье. Все его детство и школьные годы прошли в деревне Владыкино. Отец работал агрономом, а мать – скотницей.

Станислав Андреевич вспоминает: "Я жил в деревне подмосковной, Владыкино, это теперь Москва. У нас в деревне совхоз был. Мать на скотном дворе работала, отец был агрономом, потом военным. Среда была сельская, район тяжелый. Такого, чтобы, как сейчас, людей обижать, стариков, бедных грабить, сумки воровать – этого не было. Если грабили, то сберкассу или магазин. У нас каждый месяц грабили магазин. Один магазин был, и 30-го или 31-го числа его грабили. Все заранее знали, во сколько часов это будет.

Или, наоборот. За воротами нашего совхоза пивная стояла, "Ягодка" называлась. Ребята взрослые зацепят ее за автобус и отвезут за три остановки. Люди приходят с утра, а ее нет, надо три остановки идти, чтобы опохмелиться. Такие были номера. Нас у родителей трое было, я старший, брат был моложе на год, потом сестренка. И я, в общем, ответственно относился к жизни".

Уже в детстве мальчик проявлял артистические способности. Вместе с мамой играл в драматическом кружке в местном совхозе: "С восьми лет начал работать. Сначала в совхозе галок гонял в саду, ворон отпугивал, потом до сторожа дошел, такую сделал сельскохозяйственную карьеру. А мать занималась самодеятельностью. Этим женщинам, которые в четыре утра вставали и шли доить коров, потом приходили и занимались целый день детьми и домом, им хотелось еще чего-то. Они организовали в совхозе драмкружок, "Грозу" ставили, "Горячее сердце", да, серьезную литературу".

После окончания школы юноша решил получить профессию сварщика. Поступил в Кислородно-сварочный техникум, а ночами подрабатывал сторожем, затем отправился служить в армию. По специальности Станислав не трудился, хотя директор техникума предлагал ему остаться.

Все эти годы Любшин грезил театральным институтом. И, пообещав родителям, что станет ведущим актером страны, подал документы в Щепкинское театральное училище.

"Я решил с родителями посоветоваться. У соседа, опять же, как в "Пяти вечерах", телевизор КВН был, с линзой. Когда люди по полу ходили, вода в линзе колыхалась, и артисты были в полоску. Вот отец с матерью сидят, смотрят. А там Козловский Иван Семенович поет, а за ним хор стоит. Я говорю: "Мам-пап, я хотел бы проверить себя, пойти сдавать экзамен в театральное". Мать почему-то заплакала, такая реакция. А отец молчал, молчал и сказал: "Если ты будешь, как он, – показал на Козловского, – иди. А если как за ним, то не надо", – рассказывает Станислав.

В 1959 году Любшин получил диплом артиста.

Театр

По окончании учебного заведения начинающий актер был принят в театр "Современник". Исполнил множество ролей: Славка в спектакле "Пять вечеров", Генрих и Христиан в постановке "Голый король", Шаманов в "Прошлым летом в Чулимске", Глухарь в "Двух цветах".

С 1964 года работал в Театре на Таганке. Запомнился зрителю по постановкам "Герой нашего времени" и "Добрый человек из Сезуана".

Также Станислав Любшин трудился в театре имени Ермоловой, Театре на Малой Бронной. А в 1981-ом перешел в МХАТ им. Чехова, где и по сей день радует своим талантом поклонников.

На мхатовской сцене он играл в спектаклях "Три сестры", "Вишневый сад", "Иванов", "Борис Годунов", "Немного нежности", "Мефисто", "Слава", "Ночь влюбленных" и многих других.

Театральные работы

"Современник":

  • "Пять вечеров", Славка
  • "Голый король", Генрих, Христиан
  • "Два цвета", Глухарь
  • "Продолжение легенды", Григорий
  • "Третье желание", Пожилой мужчина
  • "По московскому времени"
  • "Пятая колонна"

Театр на Таганке:

  • "Добрый человек из Сезуана", Столяр
  • "Герой нашего времени", Автор

Театр имени М. Н. Ермоловой:

  • "Прошлым летом в Чулимске", Шаманов
  • "Дом окнами в поле", Учитель

Театр на Малой Бронной:

  • "Веранда в лесу", Пахомов
  • "Конец Дон-Жуана", Сганарель и Лепорелло

Московский художественный театр:

  • "Тартюф", Тартюф
  • "Обвал", Князь Хевистави
  • "Призраки среди нас", Кэйскэ Фукугава
  • "Колея", Пиромов
  • "Эквус", Мартин Дайзерт
  • "Иванов", Иванов
  • "Вишневый сад", Гаев
  • "Возможная встреча", Шмидт
  • "Борис Годунов", Юродивый
  • "Мишин юбилей", Миша
  • "Сирано де Бержерак", Граф де Гиш
  • "Тот, кто получает пощечины", Граф Манчини
  • "Ю", Барсуков
  • "Немного нежности", Ненил
  • "Художник, спускающийся по лестнице", Битчем
  • "Обрыв", Тит Никоныч Ватутин
  • "Наедине со всеми", Андрей Голубев
  • "Чокнутая", Андрей Голубев
  • "Игра в "Городки", Актер
  • "Мефисто", Профессор
  • "Ночь влюбленных", Актер
  • "Слава", Актер

Кинематограф

В кино Станислав Любшин дебютировал в военной драме Захара Аграненко "Ленинградская симфония", где исполнил роль студента. Затем снялся в "короткометражке" "Сегодня увольнения не будет" и в комедии "Конец цвета".

"Мне двадцать лет"

Известность пришла к Любшину после молодежного фильма Марлена Хуциева "Застава Ильича", который вышел на экраны в 1963 году. Киноповесть, посвященная молодежи шестидесятых годов. Его персонаж – строитель Славка Костиков – получился искренним и настоящим.

Однако картину раскритиковал Никита Хрущев, после чего ее вернули на доработку. Через два года она вышла уже с другим названием – "Мне двадцать лет" и взяла премию Венецианского фестиваля.

Также в нем использованы документальные съемки вечера поэзии в Политехническом музее с участием поэтов Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского, Беллы Ахмадулиной.

"Щит и меч"

В 1967 году Станислава пригласили на роль разведчика Александра Белова в сериал Владимира Басова "Щит и меч".

После выхода этого фильма миллионы советских зрителей признавались Станиславу Любшину в любви, а у режиссеров он стал востребованным актером.

Далее артист снялся в лентах "Красная площадь", "Монолог", "Моя жизнь", "Печки-лавочки", "Ксения, любимая жена Федора", "Сентиментальный роман", "Слово для защиты", "Степь" и других.

В 1977 году Любшин появился в фильме по повести Василия Шукшина "Позови меня в даль светлую". Он перевоплотился в мужчину-неудачника, который спивается и теряет самого себя.

"Пять вечеров"

Одной из лучших ролей Станислава Любшина стал образ Александра Петровича Ильина в мелодраме Никиты Михалкова "Пять вечеров". Партнершей артиста была Людмила Гурченко.

Станислав Андреевич вспоминает: "В течение этих пятнадцати или семнадцати дней съемок атмосфера была потрясающая. Большего уважения к актеру я в своей жизни не встречал. Когда отснятый материал на следующий день отпечатывали, он прибегал, обнимал, плакал: "Слава, как ты здорово сыграл! Какой у тебя первый дубль! А второй, по моему предложению, – еще лучше!"

После выхода "Пяти вечеров" на экраны Любшин был во второй раз признан лучшим актером года.

В 1980-ом Станислав Андреевич сыграл лесничего в драме "Не стреляйте в белых лебедей", Александра Федоровича Лаптева в экранизации пьесы Антона Чехова "Три года".

Среди его заметных трудов того периода можно отметить: "Кин-дза-дза", "Забавы молодых" и "Черный монах".

В начале 90-х артист снялся в нескольких телепроектах - "Шкура", "Женщина в море", "Увидеть Париж и умереть", "Мечты идиота", после чего сосредоточился на работе в театре. Российский синематограф пребывал в полной разрухе.

Вновь на экраны Станислав вернулся уже в начале нового века. В трагикомедии Валерия Рубинчика "Кино про кино" Любшин в паре с Татьяной Лавровой сыграли актеров, которые оказались ненужными в современном кино.

Успешными стали его роли в многочисленных сериалах: "Всадник по имени Смерть", "Усадьба", "Ермоловы", "Кружева", "Раскол", "Черта", "Великая", "Годунов" и многих других.

Режиссер

Режиссерский путь Любшина получился тернистым и долгим. В 1964 году на съемках детской киноповести "Какое оно, море?" он познакомился с Василием Шукшиным.

Станислав Андреевич вспоминает: "Когда мы с ним подружились, Василий Макарович дал мне сценарий. Я был обыкновенным актером и никакого отношения к режиссуре не имел. Но когда прочитал сценарий, был поражен героями, и мне захотелось показать их такими, какими их воспринимаю. И я пошел хлопотать в Госкино, чтобы снять фильм. Однако там отказали: по мнению властей, неудобного для них Шукшина было и так на экране слишком много. Тогда мы с Василием Макаровичем решили сделать радиоспектакль. Сам Шукшин должен был сыграть брата Груши".

В 1974 году Василия Шукшина не стало, друзья посоветовали Любшину возобновить попытки добиться разрешения на съемки, но он этого не смог сделать.

Он объясняет: "Мне неудобно было ходить после его смерти. При жизни не дали, а я тут как бы на смерти спекулировать буду". К счастью, дирекция "Мосфильма" услышала тот радиоспектакль и сама пригласила Станислава Андреевича...

В 1977 году фильм "Позови меня в даль светлую" все-таки вышел на экраны. Главную роль в этой ироничной киноповести, рассказывающей о непростой судьбе одинокой женщины Груши Веселовой, сыграла вдова Василия Макаровича Лидия Федосеева-Шукшина.

Сам Станислав в этом проекте выступил не только в качестве режиссера, но и снялся в одной из ведущих ролей.

Фильм был высоко оценен и в Советском Союзе и за рубежом. А в 1977-ом на Международном кинофестивале в Мангейме он получил премию ФИПРЕССИ.

В начале 80-х он выпустил свою вторую ленту – драму "Три года" по одноименной пьесе Антона Чехова.

"И третий фильм бы сделал, но ушли из жизни оператор Павел Лебешев, актеры Евгений Евстигнеев и Олег Янковский. Я хотел с ними работать. Деньги нам давал эмигрант российского происхождения из Австралии. Но все затянулось. Теперь буду унижаться, просить денег на новый фильм. Это будет фильм по Чехову. Но говорить конкретнее не стану. Я – суеверный. Это повесть, не пьеса, камерное произведение. Я сам хотел бы сыграть", – поясняет создатель картин.

Озвучивание

Станислав Андреевич принимал участие в дубляже таких фильмов, как: "Кино про кино" (2002), "Царевич Алексей" (1996), "Кин-дза-дза!" (1986). А также сериалов: "Усадьба" (2004), "Умножающий печаль" (2005), "Заколдованный участок" (2006).

Интервью

Дружба с Шукшиным

"Мы снимались с ним в фильме, который назывался "Какое оно море". По повести "Мальчик у моря" украинского писателя Дубова. Мы в Судаке снимались. У Василия Макаровича была такая очень сложная полоса в жизни, и он, как русский человек, очень ярко проявлялся в эти моменты. Мог забор разобрать, разнести всех оглоблей. Это он с вечера так ярко выражался, а утром ничего не помнит. И с утра, - интересный тоже у него характер был, - когда приходит гримироваться, в каждого человека всматривался. Пытался, как психолог, понять, не обидел его вчера? Говорит: "Я не обидел вас?". – "Нет". Ага, видит, человек доброжелательно. Переходит к другому, – а этот, а тот?

Наступил момент, когда я начал ему: "Как тебе не стыдно, Вася, ты такой писатель, такой человек, и так себя ведешь!" Он меня послал: "Пошел ты на ... Я обиделся. Вдруг в два часа ночи стучит в окно. Я – на "вы": "Что вам нужно?" - "Ну, ладно, прочитай". И дает мне семь рассказов, написанных от руки. Писал он без всякой правки, просто как его тянет. Я прочитал эти семь рассказов, и так стыдно стало, что я его учил жить. И в ту же ночь подумал: если когда-нибудь буду снимать фильм, то по его драматургии.

Ну, а дальше, так получилось, что общались, планы какие-то были, жизнь была. И вот он дал мне сценарий "Позови меня в даль светлую". Я пошел в Госкино хлопотать. Мне говорят: "Нет". Я говорю: "А мотив какой?" – "Шукшина будет много на экране. Он сам начинает снимать "Калину красную", еще кто-то".

Мы с ним договорились, что я сделаю спектакль на радио. И вот, что такое настоящий гений. Мы играли в театре Ермоловой спектакль по Вампилову "Прошлым летом в Чулимске". Товстоногов в БДТ поставил, и Андреев тут. Жена Шукшина и Толя Заболоцкий, его оператор, смотрели и у Товстоногова, и у нас, и предпочтение отдавали нашему спектаклю. Шукшин был в больнице, и они ему много рассказывали. Он, значит, когда вышел из больницы, говорит: "Слава, вот я хочу посмотреть". Я: "Вась, ты должен отдохнуть, тебе не надо, потом". Я его отговаривал. Все говорят, - такой спектакль, лучший спектакль
года, а я думаю: он придет, а мы плохо сыграем, позор будет, стыдно. Тем не менее, он настоял, пришел, посмотрел и говорит: "Давай отложим мой сценарий. Вот это нужно снимать. Дай мне пьесу, я поеду, напишу сценарий "Прошлым летом в Чулимске", буду хлопотать, чтобы разрешили. Если хочешь, буду художественным руководителем, буду помогать". Взял пьесу, поехал на съемки, и через три дня его не стало.

Вот так, чтобы человек сказал, что надо не его, а другого, что тот интересней, этого не бывает почти. Для Шукшина Вампилов стал открытием и потрясением. Он же по театрам стал ходить, стал писать пьесы. Потом я на радио стал спектакль "Позови меня в даль светлую" делать. И на ту роль, которую Василий Макарович хотел сыграть, попросил Ульянова. Тогда на радио я хотел себя проверить, – смогу ли оформить режиссерское видение, смогу ли с актерами работать, хватит ли сил, – потому что это совсем другая профессия. И когда сделал радиоспектакль, – а Шукшина уже не стало, – мне многие говорили: иди, хлопочи о фильме. Сейчас, после радиоспектакля, дадут. А мне как-то было стыдно ходить после его смерти. При жизни не дали, а я тут как бы на смерти спекулировать буду. Я никуда не ходил. Когда дирекция "Мосфильма" случайно услышала радиоспектакль, она сама пригласила. И, что самое забавное, я сам поразился, радиоспектакль купили семь стран. Ну, предположим, Куба, Чехословакия, – понятно. Но Англия купила. Как они переводили язык Василия Макарыча, не знаю.

Вот после этого, когда меня позвали, я согласился, и мы начали снимать фильм. Он тоже получил у нас Гран-при, премию критиков в ФРГ, в Манхайме. Все деньги у нас отобрали, – тогда такой порядок был, – дали из премии четверым по 70 рублей. Как стипендия в кислородно-сварочном техникуме. Ульянов в гнев впал, хотел идти в ЦК скандалить. Потом вспомнил, что он сам член ЦК и не пошел. Но самое забавное было потом, когда была неделя советских фильмов в Бонне, которая открывалась нашим фильмом.

После премьеры человек, учредивший эту премию, давал нам банкет у себя на квартире. Какая квартира, рассказывать не буду. Он был редактор и хозяин журнала "Штерн". Много народу собралось, солидные люди, кто-то еще против нас в отрядах гитлерюгенда воевал. Ну и такой разговор: "Станислав, как ты распорядился премией?" А в делегации был я и министр кино, Павленок. Я говорю, показывая на Павленка: "А вот он ее отобрал". Было два переводчика, немец и с нашей стороны. Немец меня спрашивает: "Станислав, я должен дословно переводить?" Я: "Да, да". Тот говорит: "У него отобрали". Министр говорит: "Зачем ты сказал?" Я говорю: "А зачем ты отобрал?" Переводчик все переводит. Те умирают от смеха: "Как же можно отобрать?" Павленок: "Камера ведь не его, пленка не его, государство ему образование дало". – "Но он же режиссер?" - "Он". – "А премия режиссеру?" – "Да". – "Так почему отобрали?"

Потом мне много лет не позволяли никуда выезжать. Но зато, когда снова позвали в этот Манхайм, и я был там членом жюри, я внимательно следил, чтобы конверты прямо в руки режиссеров передавали. Нас тогда не пригласили, премию какой-то человек из Госкино брал, мы по "Голосу Америки" узнали, что премированы. Вот такая была история.

И когда я в Бонне смотрел, как Шукшина принимали, – у него юмор особый, язык необычный, думаю, как будет, – такие же реакции, так же публика смеялась, плакала. Оказывается, когда человеческие вещи, то всем понятно. И неважно, на каком языке говорят, играют. Когда искренне, то люди все понимают".

О ролях

"У нас такая профессия, что нас выбирают. Как девушек с бывшей улицы Горького. Как-то я сказал об этом, когда мы отмечали выход "Пяти вечеров". Так Адабашьян ответил: "Видите, как артистам везет. Их как с улицы Горького выбирают, а нас как откуда-нибудь из Мневников". Так что все мы зависимы. Что с того, что я хотел бы сыграть то или другое. Я знаю, что хотел бы сыграть дядю Ваню. Много лет многим режиссерам критики, журналисты подсказывали, говорили. Нет, те наоборот, мол, чего нам подсказывают. Они же руководители, а те всегда не любят, когда какая-то оппозиция находится или подсказчики. Есть три роли, о которых я сожалею. Хотел бы Хлестакова сыграть.

И хотел бы сейчас сыграть князя Мышкина. И вот дядю Ваню. Наверное, это в силу возраста или ситуации невозможно. Многое хотел бы, но от тебя ничего не зависит. Тебе дают, а ты разве что можешь отказаться. Как сказано в одном фильме: "Я вам сделаю предложение, от которого вы не сможете отказаться". – "Да нам делают предложения, от которых мы не можем отказаться. Но нам не делают предложений, на которые мы могли бы согласиться".

Провальные работы

"Я скажу, что из тех ролей, которые я играл, объективно я провалил только одну роль. Это когда я учился в кислородно-сварочном техникуме и занимался самодеятельностью, меня попросили сыграть деда Мороза на утреннике. Значит, утренник, привели ребятишек. А я как-то внутренне ощущал, что дед Мороз не моя роль, потому что я еще был и очень худой, и когда прилепил бороду и вышел, то дети просто заплакали сильно. Вот тогда я понял, что провалил роль, и все ждал, когда же этот спектакль закончится".

Неудачная полоса

"В жизни была страшная полоса, когда Тарковский мне морочил голову с фильмом "Андрей Рублев". Морочил голову года два, что я буду играть Рублева. Перед этим, видя "Заставу Ильича", написал мне такую записку, что я оглашать ее не буду, храню в архиве. И вот он: "Слава, ты будешь играть Рублева". Какие-то делали с ним заготовки, пробы делали. А потом у него стало дело затягиваться. Время идет, идет, а меня в другие фильмы приглашают, я иду на какие-то переговоры. Спрашиваю у него: "Ну что, Андрей?" Он говорит: "Слава, пробуйся. Если чего-то будет надо, я тебе тут же скажу. Но это будет обязательно".

И вот меня приглашают в другой фильм, без пробы даже, я соглашаюсь, но говорю: "Если мне скажет сниматься Тарковский, то вы меня поймете?" – "Да, конечно". Я приезжаю в Ленинград. Так как меня берут без пробы, то я еще и артистов рекомендую. Губенко приезжает, другие. И вдруг директор картины подсовывает мне договор с непроставленными цифрами, чистый лист. И объясняет: "Ты сейчас приезжаешь, за гостиницу надо платить, а так я за тебя буду платить, распишись". И я, не дрогнув, расписываюсь на чистом листе, но чувствую какой-то подвох. Проходит какое-то время, я опять приезжаю, опять плачу сам за гостиницу, – "мы вам потом выпишем". А дальше пауза. Я звоню Тарковскому, тот говорит: "Слава, надо быть свободным". Я беру на год отпуск в театре на Таганке, где работал. Юрий Петрович Любимов меня отпускает, но на условиях: если ты уходишь на год, то я беру на твое место другого артиста. Я говорю: "Ну, конечно". Даю в Ленинград телеграмму режиссеру: "Ты помнишь, как мы с тобой договаривались, – я не смогу принять у тебя участие".

Проходит месяц. Из Ленинграда начинаются страшные звонки: "Ты срываешь подготовительный период". Я говорю: "Я дал режиссеру телеграмму, мы с ним договорились". Они ищут замену, даже Володя Высоцкий пробовался, еще кто-то. Режиссер всем отказывает, говорит: "Этот должен играть". И подводит к тому, что они хотят меня заставить. А в это время, пока я борюсь за права человека, Андрей Тарковский неожиданно для меня берет другого артиста. И я вдруг попадаю в ситуацию, когда он меня на роль Рублева не берет, из театра я ушел, а эти хотят меня заставить, чтобы я у них снимался.

Приезжает режиссер, меня вызывают в Госкино. Я говорю: "Нет, у них сценарий для второй серии не дописан, страны не те, и вообще, как меня можно заставить, если я предупредил, что я не буду". "Нет, нет, нет, вы должны". Мне звонят, вызывают в ЦК. Я говорю: "Я не член партии, я к вам не приду". То есть они уже по всякому пытаются заставить. Вызывает меня Кулиджанов, который возглавлял главк, и говорит: "Я должен запретить тебе на целый год сниматься в кино". Я говорю: "А какой мотив?" – "Ты поставил личное выше общественного". Вот формулировка.

И я оказываюсь в ситуации, когда у меня второй сыночек родился, которого надо кормить, жена не работает, в театр я не могу вернуться, потому что тогда выкинут человека, которого Любимов взял. А Любимов мне советовал: "Слава, ты скажи, что ты заболел, и от тебя тогда все отстанут". Я говорю: "Но я же не заболел". И, значит, они издают приказ: "Запретить в течение года…" И рассылают по всем киностудиям страны.

Но что делает Кулиджанов. На студии имени Горького начинается фильм "Мальчик у моря", где я снимался с Шукшиным. Понимая, что все это ужасно, когда режиссер приходит жаловаться, Кулиджанов говорит: "Тебя на роль утвердили, ты поезжай, я задержу приказ, потом ты уже будешь там сниматься, а со следующей картины тебя уже никто снимать не сможет". И я поехал туда.

Так через два месяца со всех студий страны пришло столько заявок на меня, сколько за всю жизнь не было. И через полгода приказ отменили. Но ситуация была страшная, когда я знал, что делать и как из этого выйти. Жил в долг. Потом надо было эти долги отдавать. В общем, в жизни много было интересного, если говорить образно".

Об одиночестве

"Как сказал Антон Павлович, главное в жизни это одиночество. Почему, скажем, актеры так тяготеют к Чехову? Потому что он одинок как никто. Может, это в природе актера, даже если он преуспевает, играет характерные роли, отрицательных, положительных героев, – тем не менее, человек по своей природе одинок. Актер – тоже. Вот он сыграл какую-то роль. Потом он едет домой. Он был каким-то другим человеком. Если ему удалось в тот вечер быть тем человеком, то потом на пути домой он расстается с ним. Он должен как-то прийти в себя. Этот момент ты очень болезненно переживаешь. Ты никому не нужен, ты одинок. А если ты на гастролях, с тобой нет близкого человека. Ты приходишь, вроде бы сейчас был какой-то успех, все радовались, и ты радовался, что у тебя получилось хорошо. Потом ты остаешься один, – никому не нужен, никто не знает, о чем ты думаешь, что с тобой.

Только возвращаясь к творчеству Чехова, понимаешь, что даже и Антон Павлович был одиноким человеком. Что он это изложил в своих пьесах, рассказах, повестях, персонажах. Тогда ты понимаешь, что, может, это даже необходимо человеку ощущать одиночество и быть одиноким. Может быть, это какое-то особое состояние для творческого человека.

Я представляю, как Чехов на перекладных приезжал из Мелихова. Вечером ждал свою жену Книппер-Чехову. Он снимал номер в какой-то гостинице, "Урал", что ли? Она по его часам должна уже прийти, а она не приходит. Она приходит на два часа позже. От нее пахнет красным вином. А потом утром он опять, кашляющий, ехал в Мелихово. А это не электричка, не "мерседес" везет его в Мелихово. Снег идет, скользко, лошаденка, человек сидит с кнутом, тоже одинокий. Вот они вдвоем едут, никому не нужные, брошенные на этой земле. Приезжают туда. Там им радуются, ждали, когда Антон приедет. Приехал. Что он привез в своем сердце, в своей памяти после этого вечера, после этой ночи?

В фильме "Моя жизнь" есть хороший кадр, когда он уезжает из этой своей усадьбы, и идет крупный снег. Удалось нам снять его, как хотелось. Он на этой тележке тащится куда-то. Жизнь тяжела, она многим представляется глухой и безнадежной…

О работе с племянницей маршала Жукова

"Маргарита Пилихина была оператором "Заставы Ильича". Мы дружили с ней, я бывал у нее в гостях. Ее муж был авиационный конструктор. На стене у них висел огромный портрет Жукова.

У Маргариты характер был мужской. Смелая она была, снимала встречные поезда. А какое между ними расстояние? Я однажды оказался между составами – ветром сбивало с ног. А она на грузовик "ЗИС" ложилась с камерой и работала. Привязывали ее, чтобы не слетела.

На одном из показов "Заставы Ильича" Рита с кем-то появилась уже в темноте. Потом только я увидел, что это маршал Жуков – в орденах, габардиновом костюме. Он стал защищать фильм. Я поинтересовался, почему он пришел. И Марлен сказал, что Рита – его племянница.

Жуков был серьезной фигурой, но никаких ошибок в нашем фильме не обнаружил, ругал матом всех, кто их нашел. Сколько мы все пережили тогда. А одна критикесса пришла ко мне недавно и сказала, что посмотрела "Заставу Ильича" и ничего в ней не увидела. У меня от ее слов сердце замерло. Как с ней после этого разговаривать? Она же ничего не понимает, и при этом критик. Как я только в тот вечер сыграл спектакль".

Премии и награды

  • Орден Дружбы (2014)
  • Орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2003)
  • Орден Почета, в связи со 100-летием МХАТ (1998)
  • Народный артист РСФСР (1981)
  • Премия за лучшее исполнение мужской роли, фильм "Пять вечеров" на кинофестивале "Молодое кино" в Йере (Франция) (1979)
  • По опросу журнала "Советский экран" признан лучшим актером 1968 года (за роль в фильме "Щит и меч") и 1979 года ("Пять вечеров")
  • Заслуженный артист РСФСР (1969)
  • Лауреат премии Московского комсомола

По материалам Википедии и сайтов: mxat.ru, kino-teatr.ru, vokrug.tv, sinergia-lib, vkrugu7i.ru, newshevelev.narod.ru.

Фильмография: Актер

  • Годунов. Продолжение (2019), сериал
  • Вечная жизнь Александра Христофорова (2018)
  • Годунов (2018), сериал
  • Он - дракон (2015)
  • Медсестра (2015)
  • Великая (2015)
  • Черта (2014-2015), сериал
  • Охота жить (2014)
  • Алмаз в шоколаде (2013)
  • Пятая стража (2012), сериал
  • Раскол (2011), сериал
  • Дед (2011)
  • Треск (2011)
  • Потому что это я (2010)
  • Варвара (2010)
  • Ермоловы (2009), сериал
  • Антикиллер Д.К.: Любовь без памяти (2009)
  • Происшествие в городе М (2008)  
  • Кружева (2008), сериал
  • Заколдованный участок (2006), сериал
  • Риэлтор (2005), сериал
  • Продается детектор лжи (2005)
  • Умножающий печаль (2005), сериал
  • Шахматист (2004), сериал
  • Усадьба (2004), сериал
  • Формула (2004)
  • Всадник по имени Смерть (2003)
  • Кино про кино (2002)
  • Обнаженная натура (2001)
  • Одна любовь души моей (1999)
  • Кадриль (1999)
  • Чехов и Ко (1998)
  • Царевич Алексей (1997)
  • Терра инкогнита (1994)
  • Мишин юбилей (1994)
  • Мечты идиота (1993)
  • Увидеть Париж и умереть (1992)
  • Женщина в море (1992)
  • Дым (1992)
  • Большой капкан, или Соло для кошки при полной луне (1992)
  • Шкура (1991)
  • Царь Иван Грозный (1991)
  • Нелюбовь (1991)
  • Канувшее время (1989)
  • Вечный муж (1989)
  • Тартюф (1989)
  • Черный монах (1988)
  • Забавы молодых (1987)
  • Мы веселы, счастливы, талантливы! (1986)
  • Кин-дза-дза (1986)
  • Заморозки имеют место (1984)
  • Вольц (1981)
  • Три года (1980)
  • Не стреляйте в белых лебедей (1980)
  • Тема (1979)
  • Дом окнами в поле (1979)
  • Встреча (1979)
  • Пять вечеров (1978)
  • Острова в океане (1978)
  • Степь (1977)
  • Позови меня в даль светлую (1977)
  • Слово для защиты (1976)
  • Сентиментальный роман (1976)
  • Прошлым летом в Чулимске (1975)
  • Ксения, любимая жена Федора (1974)
  • Вольц, жизнь и преображение одного немецкого анархиста (1973)
  • Печки-лавочки (1972)
  • Моя жизнь (1972)
  • Монолог (1972)
  • Пристань на том берегу (1971)
  • Красная площадь (1970)
  • Щит и меч (1968)
  • Первая любовь (1968)
  • Ожидания (1966)
  • Какое оно, море? (1964)
  • Большая руда (1964)
  • Третья ракета (1963)
  • Если ты прав... (1963)
  • Мне двадцать лет (1962)
  • Конец света (1962)
  • Сегодня увольнения не будет (1959)

Фильмография: Режиссер

  • Три года (1980)
  • Позови меня в даль светлую (1977)

Кадры

Авто-геолокация