Картинка

Петр Тодоровский

ДАТА РОЖДЕНИЯ: 26.8.1925
МЕСТО РОЖДЕНИЯ: город Бобринец, Украина

Смотрим

В видео

Биография

Умер 24 мая 2013 году (87 лет).

Петр Ефимович Тодоровский родился в украинской глубинке, в бедной еврейской семье. "Детство у меня было жуткое. Мы очень тяжело перенесли голод 1933 года. Мы с моим старшим братом и сестрой ходили по сараям и искали использованные веники, отмывали их до белизны, нарезали мелко и варили суп", - вспоминал режиссер.

Но это было не единственное испытание, уготовленное судьбой. В начале Великой Отечественной войны семью Тодоровских эвакуировали в Сталинград. Здесь шестнадцатилетний Петя, еще не окончивший школу, вместе с отцом работал на разгрузке угля, на электростанции.

В конце 41-го из-за смещения линии фронта пришлось вновь переезжать. На этот раз в Саратовскую область (деревня Песчатый Мар). В 1943 году молодой человек поступил в Саратовское военное училище. И через считанные месяцы его отправили в качестве командира минометного взвода в Беларусь. Так Петр оказался на передовой, принял участие в нескольких боевых операциях, в том числе взятии Берлина. Дошел до Эльбы и оттуда был комиссован по ранению.

В послевоенные годы проходил службу в гарнизоне Песочное под Костромой. В 49-ом уволился в запас и некоторое время работал на заводе стеклотары, параллельно доучиваясь в вечерней школе.

Все эти нелегкие годы молодой человек мечтал снимать фильмы. В будущую профессию Петр Тодоровский влюбился еще на фронте, его покорила работа военных операторов, и он загадал - останется жив, обязательно освоит это ремесло.

В 1949 году Тодоровский поступил на операторский факультет ВГИКа, в мастерскую Бориса Волчека.

Оператор

По окончании института в качестве кинооператора дебютировал на Кишиневской киностудии хроникальных и документальных фильмов. Принял участие в съемках музыкальной картины "Молдавские напевы". Затем около десяти лет проработал оператором на знаменитой Одесской киностудии, куда его пригласил Марлен Хуциев для создания "Весны на Заречной улице". Двумя годами позже в этом же тандеме вышел фильм "Два Федора".

В Одессе будущий режиссер через объектив камеры наблюдал за работой будущих мэтров, таких как: Евгений Ташков ("Жажда"), Виктор Жилин ("Моя дочь"), Марлен Хуциев. И уже в 1962 году в сорежиссерстве с Владимиром Дьяченко снял свой первый фильм. После этой картины Петр Тодоровский стал постановщиком, сценаристом и композитором собственных лент.

Режиссер и сценарист

Первая же самостоятельная режиссерская работа Петра Ефимовича – военная мелодрама "Верность" с Владимиром Четвериковым и Галиной Польских – получила Венецианскую премию.    

"Фокусник"

Драма "Фокусник" с Зиновием Гердтом и Евгением Леоновым особенно дорога ее создателю: "Это одна из любимых работ. Это сценарий прекрасного драматурга Александра Володина. Для меня это была большая удача и вместе с тем очень странный сценарий. Это притча про фокусника-чудака, который готов был отказаться от всех благ в жизни, лишь бы сохранить себя как личность. Чтоб свою линию жизни не марать".

Позже были: мелодрама "Городской романс" о любви молодого врача и студентки педучилища, экранизации классиков - "Своя земля" (по повести Ф. Абрамова "Безотцовщина"), "Последняя жертва" (по одноименной пьесе А.Н. Островского), драма "В день праздника" о судьбе бывшего фронтовика.

"Любимая женщина механика Гаврилова"

В 1981 году на Мосфильме вышел один из бестселлеров 80-х – мелодрама "Любимая женщина механика Гаврилова". На главные роли режиссер пригласил звезд советского кинематографа – Людмилу Гурченко и Сергея Шакурова.

Длинный день из жизни 38-летней Маргариты Сергеевны начался с того, что ее любимый мужчина, механик Гаврилов, не явился в ЗАГС. Маргарита ждет Гаврилова, страдает, надеется и становится свидетельницей и участницей множества смешных и печальных историй.

Картина соткана из новелл, пронизанных неожиданными комедийными решениями, зорко подмеченными бытовыми подробностями. В ней есть и своеобразная кульминация - немой финал объяснения героини с механиком Гариловым, который вопреки присутствию в названии фильма появляется на экране лишь в самом конце.

"Военно-полевой роман"

 Двумя годами позже Петр Тодоровский приступил к созданию знаменитого "Военно-полевого романа", позже номинированного на премию "Оскар" как лучший фильм на иностранном языке.

Сюжет: Перед самым началом боев молоденький солдатик влюбился в красавицу, живущую с великолепным и геройским комбатом. Война, через которую солдат пронес свою любовь как символ красоты, мира, юности своей и чистоты, закончилась. Саша (Николай Бурляев) встречает Любу Антипову (Наталья Андрейченко) после войны, торгующую пирожками у ЦУМа, и в нем разгорается прежнее чувство, несмотря на то, что он женат на учительнице (Инна Чурикова), милой и очень интеллигентной.

Весь фильм – это пронзительный крик о том, что возвращаться с войны было даже сложнее, чем воевать. Что именно возвращение к нормальной жизни очень многих людей и сломало. Режиссер уточняет: "На фронте ты могла быть королевой, как героиня Андрейченко, а после войны была вынуждена продавать пирожки. Это было самое страшное и самое печальное. Устраивали парады пышные, выдавали ордена, приемы давали, а калеки на рынках жили".

После военной драмы Тодоровский обратился к жанру трагикомедии – снял ленту "По главной улице с оркестром". Это трогательная история взаимоотношений скромного преподавателя Василия Павловича и его взрослой дочери Ксении, неожиданно открывающих для себя внутренний мир друг друга. В картине играли: Олег Борисов, Лидия Федосеева-Шукшина, Марина Зудина, Валентин Гафт, Игорь Костолевский, Валентина Теличкина, Олег Меньшиков, Людмила Максакова, Александр Лазарев (ст.), Светлана Немоляева.

"Интердевочка"

В конце 80-х вышел один из лучших фильмов Петра Тодоровского – "Интердевочка",  ставший первым отечественным кинематографическим произведением на подобную тему. Картина была снята по одноименной повести Владимира Кунина, имела оглушительный успех и получила множество наград на престижных кинофестивалях.

О создании драмы режиссер рассказывает: "Я, когда начал работать, подумал: что я беру в работу этот сценарий, когда я ничего не знаю про этих женщин. Как, почему они ушли в эту жизнь, почему они стали путанами? И мне стали приводить на Мосфильм московских женщин этого порядка, и они мне очень с удовольствием и подробно рассказывали про свою жизнь...  

Все ждали "клубничку", все ждали, что там будет масса эротических сцен. А я хотел снять фильм о нелегкой судьбе молодой женщины, которая не могла себя у нас в Советском Союзе реализовать".

На роль главной героини, Татьяны, пробовалось множество отечественных звезд, но Петр Ефимович остановил свой выбор на Елене Яковлевой: "Лену утвердили с огромным трудом. Бытовало ложное представление, что путана должна быть красавицей с округлыми формами, секс-бомбой. Когда ко мне привели худенькую девушку в странной шапочке, которая скромно присела на стул и скрутила ноги восьмеркой, я пришел в недоумение. Кто это? Ее раздеть - там одни кости! Но уже с первой-второй репетиции я понял, что это - Танька. Лена Яковлева - тончайшая актриса, она заводилась с пол-оборота, предлагала, впитывала в себя. Она и как женщина понимала какие-то вещи больше меня, что пошло фильму только на пользу".

"Анкор, еще анкор!"

Нашумевшая мелодрама "Анкор, еще анкор!" добавила в копилку режиссера престижных кинематографических наград. Комедийная драма про жизнь маленького провинциального гарнизона. Действие происходит после войны - тут все на виду: семейные ссоры, любовь, смерть, предательство, человеческая подлость и трусость. Это фильм про людей, которые выиграли войну.

И снова в картине играл потрясающий актерский ансамбль: Валентин Гафт, Ирина Розанова, Евгений Миронов, Елена Яковлева, Лариса Малеванная, Сергей Никоненко, Владимир Ильин, Андрей Ильин.

Тодоровский о проекте: "Я снимал фильм о любви. О лейтенанте, который влюбился в молодую, красивую жену полковника. Полковник живет между молотом и наковальней; у него две жены – старая, с довоенных лет, и молодая, которую он встретил на фронте и в которую влюбился без памяти. И угрызения совести, и мучительные сомнения, и косые взгляды окружающих. Разрубить этот узел может только выстрел в висок.

Советская армия показана очень хорошо. Я прожил в этих военных городках после войны, я рассказал только маленькую часть этой замкнутой жизни в военных городках, в тайге. И я думал, когда начинал картину, где же я теперь найду глинобитные одноэтажные дома, где жили жены офицеров с детьми. Запросто. Оказалось, я нашел такой городок под Москвой".

В середине 90-х режиссер снял еще два фильма с одной из своих любимых актрис Еленой Яковлевой – социальную драму "Какая чудная игра" и лирическую картину "Ретро втроем". А новый век в творчестве Петра Ефимовича ознаменовался трагикомедией "Жизнь забавами полна", военной лентой "В созвездии быка".

"Риорита"

В 2008 году на экраны вышла последняя работа мастера, и снова о войне – драма "Риорита". Фильм, по словам автора, посвящен "людям, которые пережили оккупацию и затем с Советской армией шли на фронт". Герои картины - отец и трое его сыновей - становятся жертвами не пули, а профессионального провокатора, "сочетающего личную корысть с партийной бдительностью".

Режиссер делится: "Я фильм "Риорита" снял за 39 смен — 20 ночных и 19 дневных, вот и все. Такая спешка. Денег не было, и если бы мы остановились, то актеры ушли бы в другие картины, расползлась бы съемочная группа. Там, конечно, есть накладки очень обидные. И самое главное, что один из важнейших эпизодов я придумал уже тогда, когда все было закончено".

Война стала главной темой режиссера: "Это одно из сильнейших впечатлений, которое осталось в памяти. Меня война держит, не отпускает. Я только отойду на шаг к другой теме, как потом все равно возвращаюсь к ней. И потом, я же снимал не про войну, а про людей на войне. Меня только это интересует".

Петр Ефимович Тодоровский умер 24 мая 2013 году на 88 году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

В 2015 году жена режиссера, Мира Тодоровская, завершила его последнюю работу - сняла драму "В далеком сорок пятом... Встречи на Эльбе". Сценарий фильма был написан Петром Ефимовичем незадолго до смерти и повествует о встрече 8 мая 1945 года русских с американцами на берегах немецкой реки Эльбы. Прототипом главного героя является сам Тодоровский.

Актер

Возможно, творческая судьба режиссера и сценариста Тодоровского сложилась бы иначе, не окажись он в далеком 1970-ом по другую сторону камеры. Именно тогда Петр Ефимович дебютировал как актер, сыграв одну из главных ролей в фильме Марлена Хуциева "Был месяц май". Позже Григорий Чухрай пригласил его в эпизод драмы о войне "Трясина". В начале 2000-х Андрей Кавун по автобиографической повести Петра Тодоровского "Вспоминай - не вспоминай" снял сериал "Курсанты", где мэтру досталась небольшая роль второго плана.

Последнее появление на экране Тодоровского состоялось в 2006 году в ремейке "Карнавальной ночи" Эльдара Рязанова. Он сыграл одного из гостей на новогоднем застолье.

Композитор и музыкант

Особое место в жизни и творчестве Петра Ефимовича всегда занимала музыка, которой он увлекался с детства. Не имея музыкального образования, он написал темы и песни ко многим своим фильмам: "После военно-полевого романа, во всех картинах я сочиняю мелодии. Я их сочиняю во время написания сценария".

Тодоровский мастерски играл на гитаре и очень часто в его лентах звучит именно этот инструмент. Режиссер подчеркивает: "Гитара в моей жизни играет огромную роль – я отдыхаю душой, когда мне очень грустно, печально, я сажусь и начинаю… Иногда она мне помогает придумать сцену".

Петр Ефимович сочинял музыку не только для своих картин, он стал композитором и автором песен к ряду фильмов, снятых другими режиссерами ("Сильнее урагана" Василия Левина, "Над нами Южный Крест" Игоря Болгарина, "Праздник" Гарика Сукачева). А в лентах "Рабочий поселок" Алексея Германа, "Вылет задерживается" Леонида Марягина и "Жизнь забавами полна" режиссер выступил вдобавок как вокалист.

В 1999 году вместе с исполнителем авторской песни Сергеем Никитиным Петр Ефимович записал компакт-диск "Ретро вдвоем". Позже вышла вторая часть - "Ретро вдвоем-2".

Личная жизнь

Первой женой Тодоровского была актриса Надежда Чередниченко. Их союз просуществовал всего полтора года.

Вторая супруга, Мира Григорьевна, ставшая его верной подругой и музой по жизни, - по специальности инженер-лейтенант морского флота. Позднее занялась продюсированием - создала собственную независимую студию "Мирабель", на которой был снят ряд фильмов режиссера: "Анкор, еще анкор!", "Какая чудная игра", "Ретро втроем" и некоторые другие.

Сын Тодоровских - Валерий – не менее известный кинорежиссер и сценарист. Среди его громких работ – "Оттепель", "Стиляги", "Страна глухих".

Интервью

О войне

"Вообще о войне говорить очень сложно, потому что далеко мы отошли от нее. Тем не менее, конечно, для таких людей, как я, она является определенным пунктом, стержнем моей жизни. Во-первых, я был молодым мальчиком, парнем. И вот это ощущение молодости, когда в молодости очень легко переносить трудности, и в молодости легко быть счастливым - мы вспоминаем в этом смысле. Четыре года войны, там было все – там была война, там была смерть, там было предательство, там были бездарные командиры, там была любовь".

Об актерской и режиссерской профессиях

"Актер – единственный, через которого режиссер может с вами поговорить. И чем талантливее этот актер, тем вам интереснее смотреть кино. А если попадается бездарный, то это – катастрофа. Это уже начинаешь работать с ним, чтобы он хотя бы не врал, чтобы он не переигрывал.

Хороший актер тратится, не думайте, что так просто. И театральный актер тем более, особенно на премьерных спектаклях – они тратятся очень серьезно. Плохой актер иллюстрирует свои чувства, хороший актер тратится – он живет, он переживает, он мучается, он плачет по-настоящему. А плохому актеру капают глицерин в глаза".

"Это тяжелая профессия – актер. Режиссеру надо об этом понимать и знать".

"После того, как я снялся и оказался в шкуре актера, я должен вам признаться, что я к актерам стал относиться совершенно по-другому".

"Одно из главных качеств режиссера – это любить артиста. Мне в этом смысле очень повезло, потому что я снимал замечательных актеров. Я могу назвать Евгения Леонова, Евгения Евстигнеева, Олега Борисова, Инну Чурикову, Елену Яковлеву, Гурченко – обойма очень мощная. Они мне доставили огромное удовольствие. Было большим счастьем общаться с такими талантливыми людьми на съемочной площадке и в жизни".

"Профессия режиссера - это повседневный, изнурительный труд… Это круглосуточно, это целый день снимаешь, а ночью думаешь, что и как снимать".

"Я - человек интуитивного склада, я особенно не задумываюсь, мне нравится эта идея — я ее снимаю. А ставить перед собой вопрос: "про что это кино?"… Про жизнь".

О зрителе 

"Я думаю, что зритель, который приходит в зал, он должен через 5-10 минут забыть, что он смотрит кино, и стать соучастником происходящего на экране. Ему даже не обязательно понимать, о чем фильм, а он должен чисто эмоционально воспринимать его. А уже потом, после фильма или на следующий день, когда фильм не дает ему покоя, он вспоминает о нем".

Об искусстве

"Любовь – это главная тема в искусстве. И, вообще, человек – это единственный предмет, грубо выражаясь, который подлежит рассмотрению в искусстве. Самое интересное, что может быть в искусстве – это человек, его характер, его переживания, его радости, мечтания, фантазии".

"Если вы вспомните мои военные фильмы, там никакой стрельбы, никаких атак, никакой войны почти нет. Я не снимаю про войну, я снимаю про людей на войне".

О женщинах

"Женщина – это больше, чем полжизни. Так что себе представить жизнь без женщины – это что-то такое ненормальное. Женщина в нашей жизни играет кардинальную роль… Они нас облагораживают, они нас делают более духовными, если любят".

О жизни

"Я прожил счастливую жизнь — при всех сложностях и неприятностях, которые случаются со всеми. Во-первых, я снимал все, что я хочу. Во-вторых, я очень люблю заниматься музыкой . В-третьих, я писал и пишу сценарии, и очень доволен, что получил на международном фестивале в Токио приз за лучший сценарий (по "Анкору"). Ив Монтан мне его вручал — это был такой кайф! Я ведь не заканчивал ни сценарный, ни режиссерский, ни музыкального образования нет, я чисто интуитивно освоил эти профессии".

Награды и премии

  • Два ордена Отечественной войны I степени (1945, 1985)
  • Орден Отечественной войны II степени (1945)
  • Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Вторая премия за работу оператора" (1960)
  • Премия "Опера-прима" за лучшую первую режиссерскую работу, фильм "Верность" (МКФ в Венеции, 1965)
  • Премия II-го Всесоюзного кинофестиваля за фильм "Верность" (1966)
  • Народный артист РСФСР (1985)
  • Премия "Ника" в номинации "Лучший игровой фильм" за фильм "Анкор, еще анкор!" (1992)
  • Главный приз "Большого конкурса" на  кинофестивале "Кинотавр" (1993)
  • Приз за лучшую режиссуру (фильм "Какая чудная игра") на кинофестивале "Киношок" (1995)
  • Лауреат премии "Золотой Овен" (1995)
  • Орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени за заслуги перед государством и успехи, достигнутые в труде, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами (1995)
  • Лауреат Государственной премии РФ за фильмы "Военно-полевой роман", "Анкор, еще анкор!" и "Какая чудная игра" (1996)
  • Лауреат Специального приза Президента России "За выдающийся вклад в развитие российского кино" (2000)
  • Орден "За заслуги перед Отечеством" III степени за большой личный вклад в развитие киноискусства (2000)
  • Премия "Ника" в номинации "Честь и достоинство" (2003)
  • Орден "За заслуги перед Отечеством" II степени за выдающийся вклад в развитие отечественного кинематографа и многолетнюю творческую деятельность (2005)

По материалам телеканала "Россия", Википедии и сайтов: kino-teatr.ru, 24smi.org, ria.ru, uznayvse.ru, fb.ru, mega-stars.ru, peoples.ru, a.kras.cc, svoboda.org, nsad.ru,liveinternet.ru.

Фильмография: Режиссер

  • Риорита (2008)
  • На память о пережитых страхах (2007)
  • В созвездии быка (2003)
  • Жизнь забавами полна (2003)
  • Ретро втроем (1998)
  • Какая чудная игра (1995)
  • Анкор, еще анкор! (1992)
  • Интердевочка (1989)
  • По главной улице с оркестром (1986)
  • Военно-полевой роман (1983)
  • Любимая женщина механика Гаврилова (1981)
  • В день праздника (1978)
  • Последняя жертва (1975)
  • Своя земля (1972)
  • Городской романс (1970)
  • Фокусник (1967)
  • Верность (1965)
  • Никогда (1962)

Фильмография: Сценарист

  • В далеком сорок пятом... Встречи на Эльбе (2015)
  • Риорита (2008)
  • В созвездии быка (2003)
  • Личная жизнь официальных людей (2003)
  • Ретро втроем (1998)
  • Анкор, еще анкор! (1992)
  • По главной улице с оркестром (1986)
  • Военно-полевой роман (1983)
  • В день праздника (1978)
  • Последняя жертва (1975)
  • Городской романс (1970)
  • Верность (1965)

Фильмография: Оператор

  • Никогда (1962)
  • Жажда (1959)
  • Два Федора (1958)
  • Весна на Заречной улице (1956)

Фильмография: Композитор

  • Риорита (2008) 
  • В созвездии быка (2003)
  • Личная жизнь официальных людей (2003)
  • Праздник (2001)
  • Ретро втроем (1998)
  • Анкор, еще анкор! (1992)
  • Интердевочка (1989)
  • По главной улице с оркестром (1986)
  • Военно-полевой роман (1983)

Фильмография: Актер

  • Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя (2006)
  • Курсанты (2004), сериал
  • Трясина (1977)
  • Был месяц май (1970)

Кадры

Авто-геолокация