Вести-Башкортостан. Интервью Проректор УГАТУ: "Инженера не выучить за четыре года, как этого требовала болонская система"

21 июня 2022, 22:00

Хотя эксперты уверены, что эта европейская система высшего образования в нашей стране и так не прижилась. Какие изменения ждут вузы Башкирии и ограничит ли отказ от болонской программы возможности студентов и преподавателей, в программе "Вести.Интервью" рассказал проректор по учебной работе УГАТУ, член общественной палаты РБ Алексей Елизарьев.

Напомним, Россия вошла в болонскую систему образования, чтобы дипломы российских вузов могли принимать в Европе и других странах. Однако, по словам г-на Елизарьева, это главное преимущество болонского процесса, не действует до сих пор.

"К нашим дипломам и научным степеням за границей до сих пор относятся скептически, – поясняет Алексей Николаевич. – То есть то, ради чего затевалась реформа высшего образования в России, так и не произошло. Еще один плюс болонской системы, на который рассчитывали при ее внедрении в нашей стране, мобильность студентов, которые при желании могли бы учиться в европейских вузах. Но я вам скажу, что обмен студентами до сих пор происходит благодаря прямым договоренностям между университетами и харизматичности ректоров, способных вести такие переговоры. А вовсе не потому, что Россия участвовала в болонском процессе".

Алексей Елизарьев утверждает, что как раньше, так и сейчас никто не мешает обмениваться знаниями, преподавателями и студентами с иностранными вузами, которые не стали вводить у себя болонскую систему.

"Даже Соединенные Штаты Америки отказались от болонского процесса, – объяснил он. – А мы и взаимодействуем с вузами Китая, Узбекистана, Индии и многих других азиатских стран, где не только ценится наша система образования, но и российские дипломы. При этом они не внедряли у себя болонскую систему. Те страны, которые раньше, до болонского процесса, признавали советский или российский документ о высшем образовании, и дальше могут и будут его признавать".

По словам г-на Елизарьева несмотря на то, что внедрение системы европейского высшего образования начали внедрять в России еще в начале двухтысячных, в российских вузах до сих пор не пришли к единому мнению, какие знания преподавать бакалаврам, а какие – магистрам. Болонская система предполагает разделение обучения на три этапа – бакалавриат, магистратуру и докторантуру, причем предполагается, что бакалавр – это уже готовый специалист, а магистратура и докторантура нужна тем, кто намерен посвятить себя науке.

"Бакалавры, согласно европейском системе, должны учиться четыре года, – говорит проректор УГАТУ. – Но в нашем техническом вузе невозможно выучить хорошего инженера за четыре года. И работодатели, кстати, например, серьезные промышленные компании, крупные технические корпорации не воспринимают диплом бакалавра, считая, что человек недополучил фундаментальных знаний. Так что критиковать болонскую систему начали задолго до того, как Россию исключили из этого процесса".

Как утверждает г-н Елизарьев, «первой отреагировала экономика, которой оказались не нужны бакалавры».

"С дипломом бакалавра не получилось бы занять даже должность начальника цеха, так как работодатели были уверены в недостатке знаний такого специалиста, – поясняет он. – И рынок наполнился невостребованными дипломированными специалистами, которых специалистами не считали".

Кроме того, в технических вузах, таких как УГАТУ, была проблема с объемом знаний, которые получал бакалавр.

"Была дилемма – или урезать пятилетнюю программу, чтобы уложиться в четырехлетний срок, или проходить пятилетнюю программу за четыре года, – сетует Алексей Николаевич. – В любом случае это бы сказалось на качестве знаний. Непонятно и с докторантурой – в России доктор наук – это ученый, сначала защитивший кандидатскую диссертацию, а потом – докторскую, получивший объемные знания, потративший много труда и сил. В болонской системе – докторант всего лишь прошел все три этапа обучения и понятно, что знаниями доктора наук не обладает".

А декларируемая мобильность студентов, которые могут выбирать по какой специальности проходить магистратуру, тоже оказалась большим минусом.

"Например, бакалавр, получивший образование журналиста, мог прийти в магистратуру в технический вуз на сложную специальность, и такие случаи были, – рассказывает г-н Елизарьев. – И как такого студента обучать, если он даже азов не знает? "

Алексей Елизарьев признался, что "к счастью, в России не отказались от фундаментального образования, оставив специалитет".

"Хорошо, что в российских вузах оказались трезвые умы, которые не стали полностью погружать студентов в болонский процесс, оставив специалитет как альтернативу, – комментирует он. – Они понимали, что болонский формат не подходит для специальностей, где требуется многолетнее углубленное изучение".

Член башкирской Общественной палаты считает, что внедрение болонского процесса в России понадобилось, чтобы обеспечить утечку мозгов за рубеж.

"То есть на западе сразу отмечали талантливых российских студентов, и делали на них ставку, чтобы потом заполучить этого выпускника, – уверен он. – Как в начале двухтысячных фонд Сороса «пылесосил» Россию, чтобы вывезти все светлые головы на запад. До сих пор чувствуется отсутствие этих специалистов, пробел образовался именно потому, что лучшие умы оказались за рубежом".

Г-н Елизарьев полагает, что в стране следует выстроить собственную эффективную систему высшего образования, которая будет отвечать запросам рынка, науки и экономики, взяв лучшее из Болонского процесса, и фундаментального обучения, существующего в России.

Смотрим

Репортажи

Популярное видео

Авто-геолокация