16 ноября 2020, 11:49 16 ноября 2020, 12:49 16 ноября 2020, 13:49 16 ноября 2020, 14:49 16 ноября 2020, 15:49 16 ноября 2020, 16:49 16 ноября 2020, 17:49 16 ноября 2020, 18:49 16 ноября 2020, 19:49 16 ноября 2020, 20:49 16 ноября 2020, 21:49
  • Дженнет Арльт

Светлана Захарова о «Большом балете»: «Страсти кипели, но мы, как могли, смягчали обстановку»

  • Светлана Захарова о «Большом балете»: «Страсти кипели, но мы, как могли, смягчали обстановку»
В интервью Светлана Захарова рассказала о своих последних гастролях, о людях, которыми она восхищается, и, конечно, об эмоциях от проекта «Большой балет».

Фото: Вадим Шульц

В эфире телеканала «Россия К» продолжается новый сезон проекта «Большой балет», ведущей в котором уже второй раз подряд выступила звезда мирового балета, народная артистка России, прима-балерина Большого театра и этуаль театра Ла Скала Светлана Захарова. Сегодня, когда артисты смогли вернуться на сцену, график Светланы Захаровой расписан буквально по минутам. Но и в столь плотном творческом расписании ей удалось найти время, чтобы рассказать нам о своих последних гастролях, о людях, которыми она восхищается, и, конечно, об эмоциях от проекта «Большой балет».


— Светлана, в Вашем репертуаре — огромное количество ролей, женских образов с совершенно разными характерами. Есть какие-то любимые?

Светлана Захарова: Над каждой ролью приходится работать не только технически, но и эмоционально, надо проживать жизни своих героинь на сцене. Анна Каренина, Коко Шанель или Маргарита из «Дамы с камелиями» — такие яркие женские партии, которые особенно требуют эмоциональной отдачи. Но и классические балеты не уступают: легкая на подъём Китри, романтическая девочка-Жизель или страдающая Баядерка — это настолько разные роли, эмоционально разные, и каждый раз я «проживаю» их жизни. Несмотря на мой огромный репертуар — и классический, и современный — мне всегда было очень важно чувствовать каждую из моих героинь. Понимать и любить их. Если я не чувствую интереса к персонажу, которого исполняю, я не берусь за роль.

— Вот как раз недавно, во время съемок «Большого балета», Вы были свидетелем, как молодые артисты нарабатывают свой опыт. Вы уже второй сезон участвуете в проекте в качестве ведущей, а до этого принимали участие как член жюри. Что оказалось приятнее, интереснее — быть в жюри или ведущей?

С. З.: Это две разные истории. Однажды я пришла в «Большой балет» как член жюри. Но вот уже второй сезон подряд выступаю в роли ведущей. И могу сказать, что мне эта роль нравится больше. Если жюри указывает на промахи и недостатки, то моя роль в проекте несёт другое значение. Я поддерживаю участников, стараюсь открыть их лучшие стороны. И это тоже непросто. С одной стороны, на проекте я на стороне конкурсантов, но, как и все члены жюри, как профессиональная балерина, я вижу все их ошибки и недочеты. И все же должна сконцентрироваться на более удачных моментах выступлений участников. Оценить, дать мастер-класс — это задача членов жюри, моя же была в другом — найти достоинства у артистов, обозначить то, что было выполнено хорошо. И я видела, что после моих высказываний даже члены жюри немного смягчались.

— Есть ли разница в профессиональной подготовке участников прошлых сезонов и этого?

С. З.: Я прекрасно помню все предыдущие сезоны, но здесь важно другое: в этом году были сложные обстоятельства. Я, наверное, не открою секрет, что проект снимался не сейчас, когда мы уже все на сцене, вовсю репетируем и выступаем, и забыли, как мы четыре месяца находились дома, не имея возможности заниматься в профессиональной студии, старались держать форму, в непростых условиях. Записывали проект в конце июля, когда участники только-только вышли из карантина и всего за несколько недель должны были войти в форму и подготовить шесть разных номеров — классических и современных. То есть у участников «Большого балета» были сложнейшие условия — буквально из квартиры выйти на большую сцену, это подвиг. Я сама находилась в тех же условиях, так что я знаю, каково это. Они молодцы, что вообще не побоялись участвовать в проекте.

«Большой балет» — проект очень интересный, напряженный, эмоциональный. Артисты очень разные, возможно, многие выступили бы по-другому, если бы съёмки были сейчас. Что мне понравилось — очень много было номеров, про которые мы либо ничего не знаем, либо уже подзабыли. Участники старались представить свои театры, их репертуар, свой регион, из которого они приехали, показать фрагменты каких-то своих национальных спектаклей, это было очень интересно.

— В этом году Вашим соведущим стал Ильдар Абдразаков, и наши телезрители уже оценили ваш блистательный дуэт. Были ли вы знакомы раньше? Как вам удалось добиться такой слаженности?

С. З.: Мы были немного знакомы и раньше, виделись на концертах в разных странах, а тут удалось поработать очень плотно, плечом к плечу. Ильдар — прекрасный партнер, представляю, как любят с ним выступать певицы, потому что в любые моменты он поддержит, подхватит. Балет — не его стихия, поэтому он много спрашивал, не стеснялся задавать вопросы не совсем профессиональные, а скорее любительские, что придавало ему ещё больше шарма. Ильдар прекрасно справился со своей задачей, с ним было легко и весело.


Фото: Вадим Шульц

Были на проекте и драматические моменты, когда участники выслушивали критику, расстраивались и даже плакали за кулисами. Хореографы и репетиторы тоже волновались, кто-то был расстроен, кто-то рассержен, страсти кипели, но мы с Ильдаром, как могли, смягчали обстановку. Это все-таки серьезный конкурс, соревнование между артистами, настоящий бой и прежде всего ребята должны были выдержать его психологически. Карьера артиста балета — это не просто выступления, цветы и овации — это, прежде всего, большая работа. И в проекте участники смогли максимально проявить себя. Ведь все они — профессиональные артисты, которые работают в профессиональных театрах. И у жюри к ним отношение, как к уже состоявшимся артистам. Доставалось даже тем, кто участвовал вне конкурса — каждый нёс свою долю ответственности.

Так что участие в проекте «Большой балет» для всех участников — это колоссальный опыт и новый виток в их карьере. Прекрасная возможность заявить о себе на всю Россию. Ведь «Большой балет» транслируется на федеральном канале «Культура», благодаря чему зрители их узнают, и, думаю, полюбят.

— Светлана, недавно закончился фестиваль «Дягилев. P. S.», на котором были представлены балеты с Вашим участием, очень редко исполняемые в России. За один вечер в двух одноактных спектаклях Вы сыграли две разные роли. Как удается за такой короткий промежуток переключаться с одного образа на другой?

С. З.: Могу сказать, что достаточно легко переключаюсь, причём, замечу, мне это нравится. Практически во всех спектаклях у героинь мгновенно может менятся состояние — от души, наполненной любовью, до полной опустошенности. От земных страстей, до бестелесности потустороннего мира. Так что частое преображение — это норма для профессионального артиста.

Другое дело, что спектакли, которые мы представили в Санкт-Петербурге на «Дягилев. P.S.» — «Как дыхание» на музыку Генделя и «Габриэль Шанель» на музыку Ильи Демуцкого — разные не только по настроению, но и по энергетике, стилю, атмосфере и хореографии. Здесь есть определенная сложность, но для меня это не первый опыт за один вечер исполнять балеты разных хореографов. Мне это нравится и, главное, что публике это интересно. Наш новый проект Modanse, рассчитан на разную публику, на разные вкусы, и интересы. Это две большие серьезные работы, и я люблю их исполнять.

— Расскажите о роли Габриэль Шанель. Что-то изменилось в Вашем восприятии её как знаменитости, которой восхищается весь мир?

С. З.: Когда продюсер пришёл ко мне с предложением создать балет, посвященный жизни и творчеству Габриэль Шанель, я согласилась сразу и довольно скоро погрузилась в изучение жизни этой великой женщины. Я серьёзно подошла к этой роли. Мне хотелось проникнуть в её мир, узнать как можно больше о ней, понять мадемуазель Коко со всей её болью, ранимостью, свободой, отчаянием, любовью, встречами, расставаниями и одиночеством. Я прочитала о ней всё, что смогла найти, посмотрела множество художественных фильмов и документальных лент, изучила фотографии, читала воспоминания её друзей: Пикассо, Кокто, Стравинского, Бакста.

— Вам удалось добиться сходства с главной героиней?

С. З.: Многие говорят о сходстве меня и Шанель, но никакого сходства между нами нет. Мы абсолютно разные, и жизненные истории у нас отличаются, и характер. Людям нравится находить общее, и они его находят, потому что на сцене я добиваюсь нужного состояния, настроения и сходства образа. Над этим много пришлось работать. Искать, пробовать. Шанель не сразу далась. Она оказалась строптивой женщиной. Но этот поиск — это и есть искусство, воображение, новая попытка каждый раз. Это относится к любому спектаклю — поиск образа, настроения, их отработка. Бесконечная работа над собой.


Светлана Захарова в роли Коко Шанель. Фото: Jack Devant

— Кто мог бы быть для Вас авторитетом?

С. З.: Меня восхищают не столько люди, сколько человеческие поступки. Когда в критический момент человек не теряется, а наоборот, собирается и делает что-то, что свыше его человеческих сил. Помните историю, когда пилот Дамир Юсупов посадил самолет на кукурузном поле. Мы оказались с ним вместе на одном награждении — абсолютно обычный человек, но он герой, спас сотни жизней. И таких примеров очень много, не только героических, но и творческих: кто-то написал гениальную музыку, кто-то гениально исполнил музыку, и эти люди подарили нам такие мгновения, из которых накапливаются эмоции. Я вижу ребенка, который трогательно читает стихи, или юного исполнителя, который озаряет всех своим талантом, и меня это тоже приводит в восторг. Люди с особенностями развития, которые делают свою жизнь нужной, интересной и насыщенной... Такие истории рождают во мне яркие эмоциональные всплески.

Беседовала Дженнет Арльт

Ближайший выпуск проекта «Большой балет» смотрите в нашем телеэфире в субботу 21 ноября в 15:30.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация