Беседа с артистом Игорем Ясуловичем
А тем временем, днём ранее, на малой сцене Московского ТЮЗа, такой малой, что нет ни малейшей возможности воспринимать спектакли отстраненно и безучастно, народный артист России Игорь Николаевич Ясулович вышел к немногочисленной публике в образе старика Крэппа из пьесы Сэмюэля Бэккета "Последняя лента Крэппа".
Вышел из боковой двери, с пальто и кепочкой, которые нанизал на крючок, единственный в белой комнате без четвёртой стены, и приступил к работе с текстом, так, как если бы это была очередная репетиция. И очень быстро рукопись, в его руках или на столе, превратилась в реквизит, происходящее — в премьеру спектакля, актёр Ясулович — в старика Крэппа. Старик достаёт из ящика стола коробку номер три, из неё магнитофонную катушку номер пять и слушает свой голос тридцатилетней давности. Слушает свою ЖИЗНЬ тридцатилетней давности. Пытается выяснить, насколько осмысленно и разумно он ТОГДА жил, и остаётся недоволен. Приступы старческой раздражительности сменяются вызывающей жалость растерянностью. Была женщина, была любовь, молниеносно пролетевшая, а больше ничего стоящего вроде бы и не было.
Голос из прошлого сообщает: "Год прошёл в духовном мраке и скудости". Кама Гинкас, режиссёр спектакля, эту скудость воплотил совершенно. Ни ящика в столе, ни коробки номер пять, ни катушки номер три, ни самого магнитофона нет на сцене. А, правда, зачем они? Это всё реквизит, который мозолит глаза и мешает слушать и думать. К тому же Игорь Ясулович, мастер пантомимы, ловко орудует невидимыми предметами, так, что в их наличии на сцене не сомневаешься, но на них не отвлекаешься. Ты сосредоточен на мимике и жестах актёра, на его робкой деликатной фигуре — как Чехов описывал своего Ротшильда в рассказе "Скрипка Ротшильда". И это была именно роль Ясуловича, в этом же театре, у того же Камы Гинкаса, в одном из лучших спектаклей Московского ТЮЗа.
О том, как ему удается, актер Игорь Ясулович рассказал в своем интервью.