На сцене РАМТа премьера: спектакль "Блоха" по пьесе Евгения Замятина
На сцене РАМТа – премьера. Спектакль "Блоха" по пьесе Евгения Замятина. Александр Пономарев создал постановку в эстетике балаганного, шутовского театра. Подробности у Марии Трофимовой.
Пьесу "Блоха", написанную по мотивам повести Лескова и тульских сказов, Замятин создал в 1925 году. Это был заказ Московского Художественного театра 2-го, который тогда располагался именно в этом здании. Теперь в свой столетний юбилей Молодежный театр тоже решил обратиться к этому произведению.
Режиссер Александр Пономарев не занимался реконструкцией исторической постановки. Он сфокусировался на замятинском тексте, который, по словам режиссера, в отличие от произведения Лескова, – удивительно театральный, дающий возможности для живой игры со скоморошьей традицией.
“Здесь же все придумано – и Тула, и Петроград, игровая вся структура. Задача была с этой современной компанией, как они присваивают, обживают этот игровой, несколько подзабытый русский театр площадной”, – рассказал Александр Пономарев.
У каждого персонажа есть своя речевая маска. У Левши она самая интересная и непростая. Так, в начале истории герой говорит нескладно.
“Идя по этому пути, его язык меняется, и голос меняется, он начинает связно разговаривать. Он написан, как белый стих, абсолютный. Как только ты начинаешь его говорить, и мыслить им, думать, действовать, вдруг рождается что-то, что можно назвать театром”, – рассказал Андрей Гальченко, актер.
В площадном театре особая смысловая нагрузка всегда была на народе. У Замятина – это халдеи – шуты, пришедшие из итальянской комедии дель арте. Их русские предки – скоморохи. На протяжении спектакля они меняют маски – роли. Главный же герой схож с Пер Гюнтом, Тилем, Бумбарашем. С каждым из них у Левши много параллелей. Например, здесь есть возлюбленная Маша. Так, помимо небывалой выдумки о блохе, Евгений Замятин рассказывает еще и историю любви.
Сам автор пьесы в предисловии написал, что "Блоха" – опыт воссоздания русской народной комедии. Как и всякий народный театр – это, конечно, театр не реалистический, а условный от начала до конца, это – игра. “Тогда, сто лет назад, судя по архивам, – говорит Александр Пономарев, – это был яркий спектакль, имевший успех у публики. И несмотря на то, что зритель очень искушен сегодня, в РАМТе уверены – эта история, созданная в традициях "шутовского театра", будет интересна.