Как создавался легендарный мультфильм "Жил-был пёс"
Исполнилось 80 лет со дня рождения Эдуарда Назарова. Режиссёр, художник, один из пионеров отечественной авторской анимации снял всего 11 фильмов, но каждый коллеги называют "штучным". А мультфильм 1982 года "Жил-был пёс" стал хитом на все времена. Как он создавался, узнал Станислав Анисимов.
По воспоминаниям Эдуарда Назарова, именно с этой фразы и началась работа над мультфильмом. Конечно, в оригинальной сказке волк говорит "Сейчас запою". Но тонко чувствующий язык, его интонацию и национальный колорит, режиссер заменил ее. Коллеги по цеху называют режиссуру Назарова эталонной за точный рисунок, выразительных героев и, как следствие, народную любовь.
"Купюра стоимостью в один Эд, это очень драгоценно. Вообще-то говоря, этой купюрой надо награждать сегодня мультипликаторов", – подчеркнул режиссёр, художник-мультипликатор, народный артист России Юрий Норштейн.
На "Союзмультфильме" Назаров работал с 1959 года, начинал художником-прорисовщиком. Отсюда – яркие образы. Волк в мультфильме сперва выглядел совсем иначе, его должен был озвучивать Михаил Ульянов. Когда "голос" героя изменился, пришлось перерисовывать и внешность под Армена Джигарханяна, сделать героя чуть сутулым. Сохранился сценарий, который Назаров выслал актеру.
Джигарханяну понравился образ, да и сюжет. Встретились два одиночества – пес и волк – и решили друг другу помочь жизнь наладить.
"Назаров проникает в какие-то глубинные пласты, скрытые от нас вроде бы пласты взаимоотношений людей, с одной стороны, народные, с другой стороны, абсолютно точно психологически", – заметила кинокритик Лариса Малюкова.
Но "Жил-был пес" – это не только гротеск, а еще и этнографическая точность. Для поиска фактуры Назаров работал в музеях, делал наброски одежды, утвари и посуды.
Весь этот материал режиссёр пытался уместить в ограниченный метраж. В результате не осталось места для полноценных титров.
"На студии у них так было принято, что-то такое где-то там пририсовать. Вот они так похулиганили, и на скатерти они написали все имена и фамилии всей съемочной группы", – рассказала режиссёр-аниматор Наталья Березовая.
Стиль мультфильма называли "телеграфным". Съемочная группа работала в спешке, и, конечно, не обошлось без "ляпов". Когда волк проламывает плетень, снежинки на нем зависают в воздухе, а не падают. Забыли дорисовать фазу. Но, вот, кто на это обратит внимание?
"Те фразы, те комедии положений, в которых находятся герои, они впитаны буквально в повседневность российского человека", – пояснил кинокритик и историк анимации Павел Шведов.
В российских городах установлены несколько памятников "Щас, спою". Сытый и пьяный волк – квинтэссенция народного счастья. Правда сам Назаров остался мультфильмом не доволен: хотел снять трагедию, а получился фарс, как говорил режиссёр.