В Москве представлен "Аллегорический портрет Данте" кисти Аньоло Бронзино
В Центре Вознесенского открывается выставка одной картины – «Аллегорический портрет Данте» кисти Аньоло Бронзино. Одна из главных работ итальянского маньериста в Москве до 20 февраля. Подробности у Василия Алексеенко.
Впервые в Москве – «Аллегорический портрет Данте» кисти Аньоло Бронзино, мастера маньеризма. До 90-х годов ХХ века шедевр считался утраченным. Портрет задумывался как часть серии изображений тосканских поэтов, воспевавших любовь – Данте, Петрарки и Боккаччо. В аскетичном пейзаже аллегорически изображена модель мироздания «Божественной комедии», взгляд поэта обращен на гору Чистилища.
«Мы видим там крохотные фигурки грешников – вот эти круги Чистилища. Из-за этой горы Чистилища льется такой свет – Райский свет. Справа от Данте, туда обращен жест его правой руки, мы видим панораму Флоренции, она в темноте как бы просматривается с куполом Брунеллески, и на переднем плане – пламя, огонь Ада», – комментирует главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина, куратор выставки Виктория Маркова.
Кроме литературных, в картине зашифрованы политические смыслы, безошибочно понятные современникам художника. «В картине дается ответ, что главным является. Это раскрытая книга «Божественной комедии», раскрытая на той песне, где Данте передает свое чувство горести по Флоренции, тоску по Флоренции, утрату Флоренции. Флорентийцы продолжали со времен Данте мечтать о республике, а в это время уже, начиная с XV века, во Флоренции фактическими правителями были Медичи. Портрет был написан как раз в этот период. То есть Данте в этот период был, конечно, абсолютной величиной – великим философом, прежде всего, теологом, поэтом, писателем, но он был и политиком, и мы не должны об этом забывать», – говорит главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина, куратор выставки Виктория Маркова. Экспозиция, сформированная вокруг картины, создает образ «Данте в веках».
Для этого Библиотека иностранной литературы имени Рудомино предоставила редкие издания. Особое место занимают комментарии к Данте – расцвет этого жанра пришелся на XV и XVI век. Вот, к примеру, «Объяснения наиболее важных слов, использованных поэтом», созданные литератором-гуманистом Людовико Дольче. «Он примечателен тем, что автор комментариев к наиболее сложным каким-то вещам – это уже комментарий, понимаете, XVI век, Венеция, и уже комментируют Данте! Причем комментируют в совершенно разных традициях, буквально перпендикулярно. Но этот замечательный человек, его фамилия Дольче – сладкий – он впервые назвал комедию divina, la divina – «Божественная»», – рассказывает историк, советник генерального директора Библиотеки иностранной литературы Алексей Юдин.
XVII век называют в Италии «веком Данте». Эпоха романтизма окончательно закрепила всемирную славу поэта. О ней свидетельствуют книги на разных языках. Как, например, первое русскоязычное издание «Божественной комедии» 1874 года в переводе Дмитрия Минаева.
«В России вообще увлечение Данте начинается с Пушкина, ну, с предшественников Пушкина, скажем, с круга Пушкина. Но Пушкин знал итальянский язык и читал Данте в подлиннике. У нас представлен такой, вот, портрет. Он изобразил себя в образе Данте. Но такое широкое увлечение Данте в России все-таки связано с периодом авангарда. И вот это удивительно, это знаменательная такая история, потому что там и Блок, и Брюсов, и Мандельштам, и так далее», – говорит главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина, куратор выставки Виктория Маркова.
Увидеть выставку можно до конца февраля. Потом «Аллегорический портрет Данте» вернется на родину поэта, во Флоренцию.