В Кронштадт доставили первую советскую атомную подводную лодку К-3 "Ленинский комсомол"
В Кронштадт доставили первую советскую атомную подводную лодку К-3 "Ленинский комсомол". Она станет главным экспонатом будущего Музея военно-морской славы на "Острове фортов". Все подробности – у Сергея Загацкого.
Впервые в истории со специальной баржи на сушу вывозят носовую часть легендарного атомохода К-3 "Ленинский Комсомол". Нагрузка на плавучую базу меняется, она норовит всплыть, и нужно делать остановки, чтобы выправить баланс всей конструкции.
Позади у субмарины переход из северных морей через Беломоро-Балтийский канал, Онегу, Свирь, Ладогу и Неву; несколько месяцев капитального ремонта в доках Кронштадта, переход в Выборг – кстати, по пути не обошлось без шторма. Затем – погрузка на самую большую в России грузовую баржу "Атлант" и обратный поход – вот сюда, к причалам Кронштадта, которые раньше никогда не принимали такого рода гостей. Для встречи атомохода построили специальную аппарель, она же – символический рубеж между двумя важнейшими этапами проекта.
"Морская операция закончится, когда последняя ось сойдет с аппарели и перейдет у нас на плиту. Тогда буксиры попрощаются как с лодкой, как с морским объектом, и уже будем к нему к ней относиться, как к сухопутному", – заявил генеральный директор компании-разработчика концепции транспортировки подводной лодки Олег Карпович.
Впереди – не менее грандиозная часть проекта: путешествие атомной субмарины прямо по улицам Кронштадта. Именно поэтому перед выгрузкой подводную лодку гигантской алмазной струной разделили на две части, иначе она просто не пройдет по городским дорогам. Специалисты уверяют, что никакого ущерба историческому объекту нет, разрез пришелся на удаленный ранее отсек атомного реактора – вместо него еще несколько лет назад вварили имитацию. Потом, позже, обе части соединят обратно. Тем не менее, даже в распиленном виде подводная лодка на автомобильной дороге – это почти фантастика. Особенно в городе. Поэтому кое-что придется переделать и даже временно разобрать.
"Предстоит уширить радиусы поворотов, перенести опоры освещения, множество воздушных линий, которые идут, соответственно, они будут либо демонтироваться на время проезда, либо будут переноситься в зависимости от технических условий ресурсоснабжающих различных организаций", – пояснил представитель транспортной компании Дмитрий Галкин.
Знаки, светофоры, провода – это всё временно покинет привычные места. Пункт назначения – будущий Кронштадтский музей военно-морской славы. До него от места выгрузки – около двух километров, но этот путь займет много дней. Перевозить гиганта можно исключительно по ночам – иначе транспортного коллапса в городе не избежать. Днем субмарина будет стоять в специально отведенных местах. Так что маневрирование по грузовому причальному комплексу – это, можно сказать, генеральная репетиция.
Отныне К-3 увидит море, разве что через стеклянную стену будущего музея. Последнее плавание легендарного атомохода завершено. Но путешествие продолжается. Примерно через три недели подводную лодку вот на этих самоходных тележках повезут через весь Кронштадт к месту последней, вечной стоянки.
Музей планируют открыть уже в следующем году. К-3 к этому времени полностью приведут к первозданному виду. И начнут реставрацию всех внутренних помещений и отсеков. Хотят восстановить интерьеры, механизмы и приборы управления. Побывать внутри легенды первые туристы смогут не раньше 2025 года.
Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.