В столичном центре РОСИЗО открылась выставка "Re:Renaissance"
Лев Толстой был в Дрездене, в середине века. Видел "Сикстинскую мадонну" Рафаэля и записал: "Мадонна сразу сильно тронула меня. Остался холоден ко всему, исключая Мадонну". С полвека прошло, и он уже так отзывался о той встрече: "Девка родила малого, только всего, чего особенного… Не вызывает никакого чувства, а только мучительное беспокойство о том, то ли я испытываю чувство, какое требуется".
Да, Толстой к началу XX века сильно переменился в отношении религии, церкви, изобразительного искусства. Но так и начинался двадцатый век, пренебрежением, граничащим с богохульством в отношении искусства прошлого, особенно религиозного. Множеству шедевров досталось от насмешливых художников двадцатого века. Но на исходе века против хулителей выступили неоакадемисты Ленинграда-Петербурга. Егор Остров – один из них. В столичном центре РОСИЗО открылась большая выставка его работ "Re:Renaissance", с двоеточием, так в электронной почте, вы знаете, обозначается ответное письмо. Почтительный ответ Егора Острова мастерам эпохи Ренессанса.
Компьютерная графика в сочетании с кропотливым ручным трудом. Картины, напоминающие резцовые гравюры XVII века. Егор Остров начал экспериментировать с этой техникой в 90-х, тогда создал "Давида". Сначала эти тонкие струны отрисовывал на холсте вручную, сегодня использует трафареты и новые высокотехнологичные автомобильные краски, способные держаться тысячу лет.
"Мой линейный растр работает тревожным образом, если вы на него посмотрите, растр собирается к центру, и начинает распадаться к краям, разлетаться на абстрактный хаос. Это архи-стратегическая наша тема, что надо всегда держаться за главное", – заметил художник Егор Остров.
Оптический зал, где растры – бурные потоки краски. И они то сужаются, то расширяются, искажая изображение под разными углами. Это самый современный прием Острова.
"Егор Остров – это главный пример здорового современного искусства, того искусства. которое многогранно, многослойно, оно интересно и несет мысль, Это не про искусственные вещи, а про искусство", – заметила директор музейно-выставочного центра "РОСИЗО" Ольга Галактионова.
Художник постоянно в поиске. Экспериментирует с кадрами, сделанными его супругой фотографом Еленой Уланцевой, переносит изображения в привычные для него графические линии. Однако в основе работ Егора Острова – интерпретация произведений классического искусства. Меланхолическое настроение, которое в эпоху возрождения считалось наиболее расположенным к творчеству.
"Я называю это "этернаизм", от слова этерна – вечность. Мне кажется, что в современном искусстве есть что-то преходящее. То есть оно как бы есть, а потом его как бы нет. Проходит время, и оно становится несовременным, отмирает, его забывают, и вместе с тем существует вечное искусство, которое открывает нам дорогу в другой мир", – заметил художник Егор Остров.
Долгие годы Егор Остров работает над серией "Архстратегия". Ее главный герой – Михаил Архангел, который, по словам художника, символизирует борьбу вечного с приходящим, прекрасного с безобразным.
"Слово "красота" сейчас практически под запретом, когда ты говоришь, что что-то красивое, ты кажешься банальным, а Егор и его миссия состоит в том, чтобы его вернуть, поэтому он, например, так любит эпоху маньеризма, когда красота была в наивысшем почете", – отметил куратор выставки Василий Успенский.
Музицирующие ангелы – работы, завершающие экспозицию. Играют на струнах, из которых сами и состоят. Сквозь пелену современности Егор Остров вглядывается в вечность. Уверенный, что возрождение во всех сферах жизни уже не за горами.
Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.