Российские реставраторы переходят на отечественные материалы и разрабатывают новые технологии
Российские реставраторы продолжают переходить на отечественные материалы. Специалисты используют советские технологии и разрабатывают новые. Об импортозамещении в реставрации расскажет Мария Трофимова.
Это один из фрагментов мозаичного панно со здания Научно-исследовательского института дальней радиосвязи. Для его реставрации – в данный момент расчистки поверхности – Богдан Лавриненко использует раствор, произведенный российской компанией. С ним работает уже год. Говорит, что по качеству не хуже зарубежного.
"Материал для мозаики уже давно используется отечественный, не нужны аналоги итальянской смальты, у нас есть свои прекрасные производители. Но при реставрации мозаики нужно помнить, что деструкции часто подвергается не сама мозаичная поверхность, а то, на чем собрана мозаика, то есть основа. Я считаю, что мы все умеем или должны уметь, по крайней мере. Русский человек всегда был смекалист и рукаст, и пора переходить на отечественные материалы по возможности", – сказал художник по мозаике Богдан Лавриненко.
Если при работе с мозаикой рискнули и перешли на отечественные материалы, то в реставрации станковой и масляной живописи все более традиционно. Осетровый клей, например, применяют с давних пор. Также используют методики, разработанные в советское время. Но новые технологии тоже нужны, поясняют в Научно-исследовательском институте реставрации. Им должны предшествовать лабораторные испытания. Сейчас в отделе монументальной скульптуры, например, испытывают водоотталкивающие составы для укрепления камня.
"Это образцы, вырезанные из известняка мячковского горизонта. Тот самый известняк, из которого сделаны в основном все соборы Московского Кремля. Вот этот материал используется в качестве образцов. Здесь пять составов, два из них – те, что были ранее испытаны – импортные. Три состава – это новые составы российских производителей", – рассказала заведующая отделом научной реставрации монументальной скульптуры ГОСНИИР Елена Антонова.
Одна из проблем в реставрации металла – удаление лаков и краски. Самый эффективный состав тот, который используют в авиационной промышленности, считают реставраторы. Вот эта смывка была разработана отечественной компанией для работ по бронзе. "Именно этими смывками были сделаны и удалены лакокрасочные покрытия, тонировки, которые имелись на Минине и Пожарском", – сообщил заведующий отделом научной реставрации произведений из металла ГОСНИИР Павел Котельников.
Но есть отрасли, где ситуация более сложная. При реставрации витражей для росписи используются в основном импортные краски. Качество отечественного пигмента оставляет желать лучшего. "Потому что его нужно дотирать, расфлюсовывать, и как раз голландцы – они покупают наше сырье и делают прекрасные краски на основе нашего сырья – и продают нам по прекрасным ценам, по которым нам купить уже на сегодняшний день становится нереальным", – поделилась художник-витражист Татьяна Липатова.
Это будущие витражи для шестого павильона ВДНХ. В пятидесятые он был посвящен Литовской ССР. Позже их демонтировали. Сейчас восстанавливают. Используют отечественное листовое стекло. Пока по качеству оно уступает зарубежному аналогу.