Итоги "Золотой Маски": главные постановки и исполнители
"Человек чувствует себя неуютно, когда говорит о себе",- записал Оскар Уайльд. "Дайте ему маску, и он расскажет вам всю правду". Так, ведь, именно это и происходит с актёром на сцене.
Маска ведь не скрывает, она как раз обнажает. И как это верно, что награда для наиболее искренних деятелей театра, получила такое именно название "Золотая Маска". Три десятка лет назад получила. Главную Национальную Театральную премию в очередной раз вручали накануне в Москве. Спектакли для конкурса отбирали в ста тридцати городах. До соревнования добрались участники только из семнадцати. И всё равно стало ясно, что в поисках ярких театральных впечатлений совсем не обязательно ехать в столицу.
География фестиваля продолжает расширяться, организаторы подчеркивают, что налицо – театральная децентрализация. Номинировано очень много спектаклей из регионов – больше 70%.
Номинанты "Золотой Маски" нынешнего года – это 50 театров из 17 российских городов и 180 частных номинаций. В течение года эксперты "Маски" совершили 649 командировок и посмотрели 1046 спектаклей, из более чем 130 городов России.
Пять "Масок" получил мюзикл "Кабаре" Театра Наций, "Лучшая мужская роль в мюзикле" и "Лучшая женская роль в мюзикле" – у драматических артистов, Олег Савцов и Александра Урсуляк.
"Для меня была сложность, безусловно, в том, что я захожу на чужую территорию другого жанра. Действительно нужно уметь многое, чтобы работать в мюзикле", – заявила актриса, лауреат премии "Золотая Маска" Александра Урсуляк.
Лучший мюзикл – "Три товарища" пермского "Театра-Театра". Дирижер этого спектакля Татьяна Виноградова признана лучшей и в частной номинации.
Приз за "Современный танец" у проекта "Место, которого ещё не было". Лучший балетный спектакль – "Катарина, или Дочь разбойника", Театр оперы и балета имени Хворостовского, Красноярск. Приз как "Лучший хореограф" получил Слава Самодуров за "Танцеманию" в Большом театре.
"Танец – это ритм, это движение. Это про артистов, которые выходят на сцену, начинают очень сильно потеть и очень тяжело дышать. И убивают себя ради зрителя", – пояснил хореограф, лауреат премии "Золотая маска" Слава Самодуров.
Приз за "Лучшую работа режиссера" – у Владиславса Наставшевса за "Евгения Онегина" в Пермском театр оперы и балета. Павел Назаров получил награду за "Лучшую мужскую роль" в опере "Паяцы", Музыкальный театр Республики Карелия. У "Мертвого города" театра "Новая опера" – три "Маски": "Лучшая работа художника", "Лучший спектакль в опере" и "Лучшая женская роль" – Марина Нерабеева.
"Для меня это спектакль про то, что-не нужно никогда сдаваться", – заявил директор театра "Новая Опера" Антон Гетьман.
"Лучший кукольный спектакль" – "Белая уточка", Центральный театр кукол Образцова. "Лучшей работой актера в театре кукол" жюри признало роль Евгения Цыганова в спектакле "Я – Сергей Образцов".
"Скажу словами Сергея Владимировича Образцова, что каждый человек драгоценен, такого не будет до того, как он родился, такого не будет после того, как он умрет. И вот хочется то же самое сказать про спектакли", – заявил актёр, лауреат премии "Золотая Маска" Евгений Цыганов.
Жюри драматического театра и театра кукол вручило две специальные премии: спектаклю "Война и мир" Театра Вахтангова и постановке "Материнское сердце" Большого Драматического Театра имени Товстоногова.
"Этот спектакль с такой любовью строился, все его любим. И не только актеры. Монтировщики, все закулисье, когда идет спектакль я прям хожу и даже неловко, что все так в любви складывается", – отметила народная артистка России Нина Усатова.
"Лучшая мужская роль в драматическом театре" – у Анатолия Григорьева, спектакль "Анна Каренина" новосибирского театра "Старый дом".
"В этой роли важно именно то, что во мне, как в человеке, раскрыло мою любовь к моей супруге. Я узнал, что вообще нельзя делать в супружеской жизни, как у Каренина и у Анны", – рассказал актёр, лауреат премии "Золотая Маска" Анатолий Григорьев.
Работу Виктории Верберг в спектакле "Мария Стюарт" Московского театра юного зрителя жюри признало "Лучшей женской ролью в драме". Актриса об этой роли не мечтала, говорит, режиссер Петр Шерешевский перевернул её видение материала.
"Повесили распределение "Мария Стюарт". Я думаю, мол, какая гадость, Мария Стюарт, какие-то воротники, будут платья, Думала, что это ужас какой-то. Ну и что! Видите", – заметила заслуженная артистка России, лауреат премии "Золотая Маска" Виктория Верберг.
"Лучший спектакль малой формы" – "Ребенок" Воронежского камерного театра. "Лучший спектакль большой формы" – постановка "Р" в Сатириконе.