В МХТ имени Чехова премьера – спектакль "Авлабар, или новая Ханума"
Что Тифлис без Авлабара? Самые веселые кинто (мелкие торговцы) в Авлабаре, самые умелые мастера в Авлабаре, самые богатые невесты в Авлабаре! Этим текстом из водевиля "Ханума" его автор Авксентий Цагарели обосновал свой выбор места действия. В Авлабаре всё самое, самое. И самые сильные чувства, радости и разочарования, и самый искромётный юмор, и самые дерзкие розыгрыши, и самый бедный князь, и самая опытная сваха, Ханума. То есть она, конечно опытная, но не всесильная. Она не единственный автор той комбинации, в результате которой сформировались супружеские пары, ещё и сама жизнь эту комбинацию подстроила. Многие из вас помнят её по легендарной постановке Георгия Товстоногова, в Ленинградском БДТ. Спустя полвека, "Новая Ханума" в МХТ имени Чехова.
Каждой петельке – по крючочку, каждому веничку – по совочку. Такова жизненная позиция и деловая стратегия Ханумы. Говорит, я как доктор – лечу человеческую неустроенность.
Для Ирины Пеговой – это роль на сопротивление. Актриса в комедиях не играет, да и как зритель – не любит, чтобы ее смешили, в театр ходит не за этим. Не встречала ни одной свахи и не знает никого, кто обращался бы за подобными услугами. Распределение было для нее неожиданным.
"Я была в ужасе. Потому что я не умею делать акцент. Я не умею этого делать вообще. Я не могу парадировать людей", – поделилась заслуженная артистка РФ Ирина Пегова.
Режиссёр Виктор Крамер искал материал, который мог бы создать для зрителя праздник. Отталкиваясь от первоисточника, заново написали диалоги и тексты песни. Но "Новая Ханума" – не просто другие тексты, это ещё и дух притчи. То ли сложная метафора, то ли высокая клоунада. Две свахи – две конкурирующие фирмы – выясняют отношения на батле.
Несмотря на актуальные темы и образы, место и время действия остались неизменными. Все происходит в конца XIX века в Тифлисе, в армянском квартале Авлабар. Создатели спектакля серьезно изучали культуру и традиции старого Тифлиса.
"Чем отличаются грузинские танцы от армянских. Именно тифлисские армяне – какие здесь элементы важны. Поэтому я это компилировала с современной хореографией, но осталось очень много аутентичных вещей", – рассказала хореограф Ирина Кашуба.
Князь Васо – пьяница и гуляка, разоривший семью. Но актер Артур Ваха смотрит на своего героя добрым взглядом. "Как я с ними договаривался – да никак. Во мне это всё есть, что есть в князе. Поэтому надо просто глубже капнуть, и тогда всё наружу и выйдет", – отметил заслуженный артист РФ Артур Ваха.
Режиссер подчеркивает, такого Авлабара, конечно, давно не существует. Мир стал более жестким и сложным. Но так хочется мечтать о том, что где-то есть город, в котором живут и любят именно так.
Виктор Крамер, режиссёр: "Персонажи, которые в нем живут – они очень открыты в своих страстях. В них нет двоякости, дуализма. Они если любят – то любят, если ругаются – то ругаются. И это происходит как у детей – между любовью и конфликтом и обратно дистанция очень короткая. И в этой их простоте мы видим большую человеческую радость".
В этой истории фантазия – важнее реальности. И маленький мир старого города – словно отдельная планета.