В Москве открылась выставка работ Дмитрия Жилинского
"Дмитрий Жилинский. От эскиза к шедевру". В Москве открылась выставка народного художника РСФСР. Он был известен в первую очередь как блестящий портретист. Мастер уделял большое внимание каждой мелочи, скрывая за ней целую историю, с метафорами и символами. Алия Шарифуллина осмотрела экспозицию.
Дмитрий Жилинский не основал школы и не следовал популярным движениям в искусстве. Он не входил в группу реалистов "сурового стиля", никогда не увлекался ни абстракцией, ни метафизическими экспериментами, не боролся с советской властью и не писал портреты вождей. При этом его творчество, глубоко индивидуальное и самостоятельное, пришлось очень ко времени в период "оттепели" и во многом определило оптику, через которую видится мир 60-х -70-х годов. Он легко узнаваем, его полотна хранятся во многих российских музеях, но на этой выставке Жилинский немного иной. Большинство работ – его эскизы и этюды, которые почти никто не видел.
"С эпохи Возрождения до сегодняшнего дня известно, что наиболее важный момент в творчестве любого художника – это настоящий рисунок. Именно этот рисунок, подготовка, композиционное решение в эскизах и подготовительных вещах, очень хорошо видны. В данном случае здесь 5-7 знаковых живописных произведений, к которым около 50 эскизов и подготовительных этюдов", – заявил куратор выставки Петр Баранов.
Самые банальные сюжеты Жилинский писал сквозь призму классики, цитируя сюжеты Возрождения. За что бы ни брался, получался советский Ренессанс: женщины обращались в Мадонн и Венер, мужчины – в итальянских вельмож с полотен мастеров Раннего Возрождения. Его герои немного иконописны. Неслучайно вместо масляных красок он использовал темперу, а некоторые картины специально стилизовал под иконопись. Это позволяло художнику сосредоточиться на самом главном в искусстве – на человеке.
"Дмитрий Жилинский больше как художник Возрождения, художник создания камерных работ. Это не суровый стиль, кто-то к конструктивизму относит даже. Это больше авторский стиль Жилинского", – заявил искусствовед, сын Д. Жилинского Николай Жилинский.
Насыщенные аллегориями и символами картины Жилинского имели и ещё один план личный. Чаще всего на холсты попадали его друзья, творческая интеллигенция 60-х, но главные герои, конечно, – его семья. В эпоху больших строек и космических прорывов Жилинский напоминал, что в центре всего – близкие люди, индивидуальный космос каждого человека.