5 июня 2023, 18:32 5 июня 2023, 19:32 5 июня 2023, 20:32 5 июня 2023, 21:32 5 июня 2023, 22:32 5 июня 2023, 23:32 6 июня 2023, 00:32 6 июня 2023, 01:32 6 июня 2023, 02:32 6 июня 2023, 03:32 6 июня 2023, 04:32

Музей изобразительных искусств имени Пушкина приглашает в "Салоны Дидро"

  • Картинка
  • Музей изобразительных искусств имени Пушкина приглашает в "Салоны Дидро"
  • Картинка
    Музей изобразительных искусств имени Пушкина приглашает в "Салоны Дидро"
  • Музей изобразительных искусств имени Пушкина приглашает в "Салоны Дидро"
Выставка объединила больше двухсот произведений разных периодов из 14 российских музеев.

В "Салоны Дидро" приглашает Музей изобразительных искусств имени Пушкина. Это новый проект об истории выставок современного искусства в Париже XVIII века. Репортаж Юлии Струковой.

От первых выставок, учрежденных Людовиком XIV в 1667 году, до салонов, которые проходили уже после Французской революции. В залах Пушкинского собрали больше двухсот произведений разных периодов из 14 музеев страны. В выставках художников Королевской академии живописи и скульптуры сначала принимали участие лишь ее члены. Сначала они проходили в Пале-Рояле и в Большой галерее Лувра, потом переехали в Квадратный салон. Вот так плотно располагались картины – это до сих пор называется шпалерной развеской.

"Строилась по иерархии жанров, когда наверху располагались картины большого формата, посвященные религиозной или исторической тематике. Чем ближе к низу, там картины на жанровые сюжеты, портреты или пейзажи", – пояснила куратор выставки, заведующая отделом искусства старых мастеров ГМИИ им. Пушкина Анна Сулимова.

Впервые рядом две огромных гобелена – это шпалеры. Эта из Эрмитажа – "Изгнание торгующих из храма" – дар Людовика XV Петру I. Другая из собрания Пушкинского – "Венера в кузнице Вулкана" – сделана по картине Буше, которая экспонировалась на салоне 1757 года. В центре экспозиции – работы, о которых писал Дидро в своих критических заметках для рукописного журнала "Литературные корреспонденции". У журнала было всего 15 подписчиков, в основном коронованные особы. Его языка побаивались, его мнению и вкусам доверяли. Вскоре Дидро стал советником Екатерины II по приобретению произведений искусства.

"Она ведь не выезжала за пределы России, после того, как приехала. И для того, чтобы быть в курсе актуальных новостей искусства Европы, ей нужны были глаза, уши и мнения очень авторитетных людей, таких интеллектуалов, как Дидро", – рассказал зам. зав. отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Михаил Дединкин.

Круг интеллектуалов, окружение Дидро воссозданы в его воображаемом кабинете. Вот портрет мадам Жофрен, хозяйки литературного салона, где Дидро читал свои заметки. Бюст Дмитрия Голицына – их с философом сближали общие интересы и вкусы. Рядом книги из библиотеки Дидро. Эту библиотеку из трех тысяч уникальных книг Екатерина II купила еще при жизни философа. Перевезла только после его смерти. Но, в отличие от библиотеки Вольтера, собрание Дидро полностью не сохранилось. Предполагают: императрица обиделась на Дидро.

"Екатерина, получив библиотеку и рукописи, начала их разбирать и впервые в это время прочитала "Замечание на наказ". Она была до глубины души оскорблена, потому что человек, которого она облагодетельствовала, принимала у себя, с которым она встречалась по несколько раз в неделю во время его пребывания в Петербурге, оказывается, считал ее деспотом", – рассказал научный консультант выставки, руководитель Центра по изучению XVIII века Института всеобщей истории РАН Сергей Карп.

Еще одна часть выставки – это салоны периода после Французской революции. Если в королевские времена на выставках демонстрировали 500 картин, то теперь тысячу. Принять участие в них мог любой желающий, и качество работ упало. Однако главное – такое явление, как салоны, смогло устоять. "Для нас важно, что эта выставка собрана из русских коллекций. Мне кажется, что сейчас одна из задач, которая стоит перед Пушкинским музеем, – это показ российской части западноевропейского и восточного искусства. Потому что культурный ландшафт нашей родины гораздо богаче и многообразнее, чем принято считать", – подчеркнула директор Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина Елизавета Лихачева.

Выставка "Салоны Дидро" в Пушкинском только открывается. Позже ее покажут в Эрмитаже. И в другом пространстве, конечно же, она будет выглядеть по-другому.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация